Политолог - о решении Рады приглашать иностранные войска: «Это элементы провокации»

Верховная рада приняла законопроект, разрешающий участие войск НАТО и ЕС в проведения международных операций на Украине

Законопроект № 2953 «О внесении изменений в закон Украины «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины» поддержали 240 народных депутатов Незалежной.

Прокомментировать это решение «МК» попросил украинских политологов: директора Института глобальных стратегий Вадима Юрьевича Карасева и директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Борисовича Погребинского.

Верховная рада приняла законопроект, разрешающий участие войск НАТО и ЕС  в проведения международных операций на Украине

Закон, согласно пояснительной записке, «позволит создать условия для развертывания на территории Украины международной операции» вооруженного контингента НАТО и ЕС, что в свою очередь должно обеспечить «скорейшую нормализацию обстановки, восстановление правопорядка и жизнедеятельности, конституционных прав и свобод граждан» в Донецкой и Луганской областях.

Кроме того, в закон о пребывании подразделений иностранных войск на Украине добавлен пункт, который предусматривает, что такие войска могут быть допущены на Украину для «предоставления Украине по ее просьбе помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержанию мира и безопасности на основании решения ООН или Евросоюза».

Вадим Карасев: Верховная рада предоставляет правовую возможность в рамках этого закона инициировать ввод миротворческого контингента, либо полицейской миссии под эгидой ЕС, на территорию Украины в зону антеррористической операции. Украина давно ставит вопрос о вводе миротворцев на эту территорию, пологая что реализация минских соглашений, как минимум, дело отдаленного будущего.

Для того, чтобы перемирии не было сорвано, для того, чтобы установить со стороны Украины контроль над своими границами, для того, чтобы развести стороны, детомилитаризировать зону боевых действий, необходим миротворческий контингент.

Сегодня Верховная рада такую правовую возможность предоставила президенту. Теперь многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация на Донбассе, от реакции мирового сообщества, от того, как будет оцениваться участие некоторых российских военнослужащих на территории Украины.

Если будет очевидно, что количество российских военнослужащих будет увеличиваться, то встанет вопрос о признании прямого вмешательство Российской Федерации в конфликте на Донбассе, вопрос о признании мировым сообществом, в том числе и ООН, России, как стороны конфликта, и тогда ввод миротворческого контингента либо под эгидой ООН, либо это будет спецконтингент НАТО, либо полицейская миссия ЕС, встанет в практическую плоскость. Вопрос встанет на повестке дня Украины и наших международных партнеров.

Верховная рада подстраховалась. Она допустила такую правовую возможность, как в свое время Совет Федерации РФ принял решение о предоставлении права президенту вводить войска на территорию другого государства. Это не значит, что это право было реализовано, но это право было предоставлено.

Михаил Погребинский: Для введения контингента нужно решение Организации Объединенных Наций, у России есть на это право вето. Что касается Европейского союза, там говорится о каких — то вооруженных силах ЕС, таких вроде как нет, тем не менее, речь идет, там санкция Совбеза не требуется, но я не представляю ситуацию, когда бы немцы или французы захотели бы вводить сюда войска, при том, что Россия будет против. Я это исключаю. Поэтому, это все элементы стратегии провокации. Надо спровоцировать Россию на какие — то решительные действия. Вот, назначим врага Путина, Саакашвили, губернатором Одесской области и так далее. Порошенко очень нужна демонстрация агрессивных намерений России. Нужна какая — то фронтовая операция масштабного порядка, которая показала бы, что Россия вторглась и так далее. А так Порошенко рассказывает про 9 тысяч российских военнослужащих на Донбассе, а ему никто не верит. Прошло то время, когда ему верили на слово, теперь ему говорят: «Докажи!» А доказать он ничего не может. Поэтому пытается как — то Россию спровоцировать.

-При этом Рада запретила участие в миротворческих операциях контингентам стран, которые «развязывают против Украины вооруженную агрессию», и это, мол, исключает введение на Украину миротворцев из России.

Вадим Карасев: Правильно, потому что есть опыт Грузии, где российские миротворцы не всегда, скажем так, способствовали становлению мира. Во — вторых, если в начале 2015 года депутаты парламента Украины признали Россию «страной-агрессором», как она в таком случае будет участвовать в миротворческой операции? Такую возможность Украина сразу же исключает.

Михаил Погребинский: Это как бы подводит черту под нереалистичностью этих планов. Можно было бы договориться о введении миротворцев на линию разграничения. И даже был такой момент, когда Владимир Путин был не против этого, это я вам большой секрет рассказываю. Была даже принципиальная договоренность, что Путин готов был это поддержать. Но, естественно, с участием российских миротворцев, европейских миротворцев, и разграничение гарантировало бы прекращение огня между сторонами. Но, чтобы ни у кого не было сомнения, что все это болтовня, сразу говорили, что без России. А без России Европа на это не пойдет. Миротворцы не могут войти, если одна из сторон не хочет этого. Иначе получается не миротворческая миссия, а участие в военных силах на стороне одной из конфликтующих сторон.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру