– На помощь аварийному судну, подавшему сигнал бедствия, приходит тот, кто находится ближе всего, – говорит Игорь Кириллович Курдин. – Высаживает аварийную партию, помогает ликвидировать пожар, берет судно на буксир.
На «Кулакове» есть медицинская бригада, квалифицированные врачи и современное оборудование. Также ему под силу оказать техническую помощь, взять терпящее бедствие судно на буксир. Что он и сделал. Далее составляется акт о спасении, выставляется счет и судовладелец оплачивает спасательные работы. Это общепринятая международная практика. Но, как правило, российские военные моряки отказываются от вознаграждения. Такие вот мы благородные.
– Были случаи, когда враждующие стороны оказывали помощь друг другу?
– В Первую мировую войну подводным лодкам, перед тем, как торпедировать транспорт, предписывалось связаться с судном и подождать, пока экипаж не покинет корабль. А после выпуска торпеды требовалось оказать помощь в спасении членов экипажа. Другое дело, что такая рыцарская практика существовала только в самом начале войны.
Известен случай, который произошел 29 февраля 1996 года в Северной Атлантике, в 150 милях от Гебридских островов во время морских учений стран НАТО, где принимали участие подводные лодки, авиация и противолодочные корабли. Когда учения заканчивались, корабли уже строились в походный строй, чтобы отправиться на базы, в российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь матросу российской подлодки, у которого после удаления аппендицита начался перитонит.
Когда было получено «добро», практически в центре боевого строя судов НАТО всплыла российская подводная лодка К-448 «Тамбов». Матрос был эвакуирован на британский эсминец «Глазго», а следом его на вертолете «Линкс» доставили в военный госпиталь.
И таких случаев было немало. Это нормальная практика в мирное время.
Приведу еще пример. 4 августа 2005 года в 75 километрах к югу от Петропавловска-Камчатского потерпел аварию подводный аппарат «АС-28». Он проводил плановые работы в акватории бухты Березовая и на глубине 200 метров попал в рыболовные сети. На борту батискафа находилось 7 человек. Операция по спасению людей длилась почти трое суток. Из Великобритании прилетел самолет со спасательным комплексом «Скорпион» на борту. С помощью беспилотного глубоководного аппарата и удалось перерезать сети. Экипаж был спасен. С нами тогда связывался морской атташе в посольстве Великобритании в Москве капитан Джон Холлоуэй, за организацию спасательной операции он получил орден Дружбы народов.