Командующий Южным военным округом: «Учим воевать, как в Сирии»

Александр Дворников, возглавлявший нашу группировку в САР, рассказал о «сирийском» опыте

Александр Дворников — боевой генерал в прямом смысле этого слова. Сейчас он командует Южным военным округом. Направление, которое округ прикрывает, спокойным никак не назовешь. А еще недавно Дворников возглавлял нашу группировку в Сирии. О сирийском опыте, о том, как он применяется в обучении войск, об ударных частях и многом другом командующий ЮВО рассказал в интервью «МК».

Александр Дворников, возглавлявший нашу группировку в САР, рассказал о «сирийском» опыте
Фото: mil.ru

— Александр Владимирович, в войсках только начался летний период обучения. А что бы вы выделили из прошлого периода?

— В зимнем периоде обучения мы особое внимание обратили на такие тактические формирования, как рота, батарея и им равные. Основной упор сделали на их подготовку. Потому что рота сейчас, основываясь на сирийском опыте, решает большую задачу, находясь на определенном направлении действия. Главные усилия были сосредоточены на том, чтобы создать автономную, способную боевую единицу. Ведь в принципе рота является и дружной боевой семьей, и центром обучения и воспитания.

Наша группировка на юго-западном стратегическом направлении включает все виды Вооруженных сил — Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-морской флот. Поэтому и учения проходили, как говорится, в небесах, на земле и на море. Что касается ВКС, то у нас прошло двухстороннее летно-тактическое учение 4-й армии ВВС и ПВО. Впервые был осуществлен перелет на расстояние более 7 тысяч километров беспосадочным способом, с тремя дозаправками в воздухе и с нанесением огневого поражения. Причем огневое поражение наносилось на всех трех стратегических направлениях. Такие масштабные учения проводились впервые в истории округа. В нем принимало участие более 100 летательных аппаратов, 8 тысяч человек личного состава, 100 единиц техники. На этом учении в том числе была проверена способность управлять авиацией на больших расстояниях. Мы управляли перелетом, находясь в Ростове, причем управление было осуществлено достаточно уверенно и надежно.

Что касается подготовки Черноморского флота и Каспийской флотилии, хотел бы отметить, что наплаванность и в том, и другом объединении достаточно высокая. Черноморский флот сейчас постоянно базируется в дальней оперативной зоне и выделил оперативное соединение в Средиземное море. Каспийская флотилия в зимнем периоде обучения мною лично была поднята для проверки боевой готовности. Все корабли и суда — это более 40 единиц — были выведены в море. Внезапная проверка проводилась в течение 5 суток. Причем я скажу, что экипажи достаточно уверенно исполнили боевую задачу, поэтому я ставлю им твердую хорошую оценку.

Фото: mil.ru

— Учитывая результаты зимнего опыта, на чем планируете акцентировать внимание в летний период обучения?

— Мы вступаем в летний период обучения с определенными целями. Мы хотим количественные показатели, достигнутые зимой, преобразовать в новый качественный виток. Качество — это главный лозунг и девиз летнего периода обучения. В основу учебы положен принцип внезапной проверки. Только так можно увидеть реальное положение дел в частях и соединениях. Принцип внезапности, выход на незнакомые полигоны в пределах нашего юго-западного стратегического направления — вот основные направления летней учебы. У нас полигонов достаточно, и мы имеем возможность перебрасывать подразделения и проводить тренировки на разных направлениях.

— Нововведением зимнего периода обучения стали ударные подразделения. Сколько таких подразделений в округе?

— Это идея министра обороны, и она очень удачно у нас, в Южном военном округе, прижилась. Ее подхватили, что называется, на лету, и уже на сегодняшний день у нас наименования ударных носят 16 подразделений — три батальона и 13 рот. Мы хотим в летнем периоде обучения эту идею еще больше развить, привнести состязательность во все подразделения. Это подтолкнет к хорошей, здоровой конкуренции. Идею будем и дальше продолжать развивать, поэтому я думаю, что к концу года у нас количество ударных подразделений увеличится.

— Планируете ли вы как-то выделять ударные подразделения?

— Сейчас в Москве геральдическая служба прорабатывает специальный знак для того, чтобы выделить эти подразделения. Думаю, этим летом он уже будет учрежден. Мы будем им награждать лучших солдат, сержантов и офицеров. Есть идея вручить подразделениям знак округа с наименованием «ударный». Мы представили вариант, его взяли за основу, но окончательно утверждать будет министр обороны. Пока все «ударники» получили от командующего округом переходящие призы. Кроме того, мы прорабатываем вопрос поощрения лучших военнослужащих таких подразделений.

Фото: mil.ru

— Вы боевой офицер, прошли несколько «горячих точек», командовали нашей группировкой в Сирийской Арабской Республике. Скажите, как этот опыт помогает готовить войска, много ли новаций в тренировках, которые были внедрены с учетом боевого опыта?

— Боевой опыт, который офицеры приобрели, побывав в Сирии, других «горячих точках», конечно, бесценен, они узнали очень много нового для себя. Это касается в том числе создания разведывательно-огневых и разведывательно-ударных контуров, которые до этого мало использовались в войсках. Если кратко пояснить, то это использование органа управления, органа разведки и органа поражения. Это триединая составляющая, которую надо объединить и научиться этим грамотно пользоваться. Мы эту новацию положили в основу сборов, которые проводились у нас в конце зимнего обучения.

Что еще полезного взять из боевого опыта… Это, конечно же, маневр. Без него сейчас не обойтись. Это такие элементы, как быстрое передвижение по полю боя, включающее обхваты, обходы, вертикальный охват, маневренная оборона. Эти элементы в летнем периоде обучения будем продолжать изучать, стремиться еще больше внедрить в практику. А те офицеры, которые побывали в Сирии, должны передать свой опыт подчиненным. Научить наши подразделения именно тому, как сейчас реально ведутся боевые действия.

— Южный военный округ — один из самых боеспособных в России, к вам в первую очередь поставляются новейшие образцы вооружений и техники. Что уже поступило в войска, что планируется?

— Да, войска Южного военного округа не обижены в этом плане. Руководство Минобороны в приоритетном порядке обеспечивает округ современным вооружением и техникой. Мы сейчас вышли на рубеж почти 60 процентов. Будем продолжать.

Конечно, приходится и мгновенно реагировать на требования к тем конфликтам, которые сейчас ведутся на Ближнем Востоке. Опираемся на этот опыт, смотрим, что сейчас очень востребовано. Вы сами понимаете, что, к примеру, без беспилотников сейчас уже никто не воюет. Боевой опыт доказал крайнюю необходимость иметь беспилотные летательные аппараты на каждом уровне боевого звена. Поэтому беспилотники очень востребованы. Необходимы маневренные средства передвижения. Средства защиты. Мы на практике проверили, что правильно был сделан упор на защиту бронеобъекта от попадания снаряда и подрыва на фугасе. Это тоже проверено на опыте. А в целом во второй половине текущего года ожидаем поступления более 1 тысячи 800 единиц вооружения и техники сухопутных войск, в том числе около 900 единиц бронетанкового вооружения и техники, около 15 летательных аппаратов, а также 9 кораблей различного класса.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27417 от 15 июня 2017

Заголовок в газете: «Боевой опыт в Сирии - бесценен»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру