«Захарченко порой был осторожен до паранойи»: свидетельства из Донецка

Глава ДНР часами вел прием в кафе «Сепар» - но в плотном окружении охраны

Взрыв в донецком кафе «Сепар», который убил вечером 31 августа главу ДНР Александра Захарченко, отдался по всему миру. Как стало возможным столь дерзкое преступление, если Захарченко очень плотно охраняли? Ведь на него покушались и раньше, а в последний год он угроза достигла критической степени... Первый раз о возможной гибели Александра Захарченко как о практически решенном вопросе мне сказали в августе 2017 года.

Глава ДНР часами вел прием в кафе «Сепар» - но в плотном окружении охраны
Кафе "Сепар" после взрыва. Источник - соцсети

«Захар (так называли Александра Захарченко - «МК») не доживет до октября, - уверенно говорил мне источник в Донецке - Умрет как герой!».

Тогда же, в начале сентября 2017 года на День освобождения Донбасса Александр Захарченко приехал ранним утром на Саур-могилу и до всей толпы записал свое выступление для телевидения «перед митингом». Уже тогда все ждали покушения и шли на невиданные ранее меры предосторожности.

Честно говоря, в 2017-м я не очень серьёзно отнесся к этой информации. Донецк - город особый, здесь как в Касабланке в 1942 году, количество слухов и работников спецслужб на квадратный метр бьет все рекорды.

Упорно о скором уходе руководства ДНР говорили всю осень, зиму и весну 2018-го. Именно «руководства» - фамилии двух Александров - Тимофеева и Захарченко - всегда шли рядом. Если Захарченко олицетворял политическую власть, то все коммерческие и экономические вопросы на месте шли через всесильного и умного «Ташкента» (позывной Тимофеева). При взрыве в пятницу накрыло обоих. Тимофеев вместе с неизвестной пока девушкой ранены.

В ДНР в то время царила беспрецедентно открытая политическая борьба. Здесь военное положение, комендантский час, жесткая политическая цензура и на этом фоне та критика, которая неслась в сторону Александра Захарченко из России и, главное, Донецка воспринималась как «разрешенная», «санкционированная».

Посты и выступления на интернет телеканале Александра Ходаковского, бывшего главы Совета безопасности ДНР и командира бригады «Восток» по местным меркам были на грани и за гранью фола. И вопрос не в том, что Ходаковский объявил о своем участии в будущих выборах главы республики, что само по себе было сенсацией.

Он в течении 2017 года явно восстановил свое влияние на бывшие подразделения бригады «Восток» - бывал на позициях 11-го полка 1 АК ДНР, явно общался с отдельными подразделениями внутренних войск МВД, составленными из его бывших бойцов и командиров. Ходаковский бывший командир «Альфы» донецкого областного СБУ, человек с боевым опытом и особой выучкой - таких вместе с боевой силой за спиной просто так игнорировать невозможно.

Но к лету 2018 Александр Ходаковский прекратил свои выступления и выехал из города. Один раз он засветился в России на учредительном собрании очередной ветеранской организации «защитников Донбасса» - и все.

С июля месяца в самом Донецке пошли беспрецедентные чистки. Одно из самых влиятельных ведомств в ДНР - Республиканскую государственную службу охраны (РГСО) начали расформировывать. В РГСО входила личная охрана Александра Захарченко, из нее вышла половина депутатов фракции «Донецкая республика» Народного совета ДНР. Мало того, главой фракции «Донецкой республики» стал один из бывших охранников Захарченко Александр Костенко.

Бывшим охранникам Захарченко как раз и принадлежало кафе «Сепаратист» (так в меню, на вывеске «Сепар»). Оно небольшое, такой павильончик с «греческими» колонами, который перед войной строили для очередного ресторана напротив фан-магазина ФК «Шахтер». Помещение по информации источников «МК» принадлежало одному из хозяев корпорации «Альтком». Бульвар Пушкина - самое пафосное место в городе до войны и сейчас.

Кафе «Сепар» тоже одно из самых пафосных мест Донецка во время войны. Только потому, что там часто бывал Александр Захарченко и часами, в окружении своей охраны вел прием. Его офис находился совсем рядом, буквально в полусотне метров, в бывшем финансовом управлении облгосадминистрации, теперь ее в Донецке зовут «Алтай».

От «Сепара» все очень близко - штаб-квартира миссий ОБСЕ и ООН (сотня метров), офисный центр «Пушкинский», где располагалась часть ключевых министерств республик (80 метров). Можно сказать, что кафе окружали самые важные ведомства республики.

Я посещал его как-то. Попросил сфотографироваться у вроде как администратора заведения и обнаружил, что у прекрасной девушки боевой пистолет на боку. Возможно, она и не была администратором - через полчаса со своей охраной в кафе прибыл Захарченко, он очень часто давал здесь интервью российским журналистам, кстати.

Представить себе, что у этого просматриваемого и проверяемого по многу раз здания, полупустого в день общегосударственного траура (в ДНР объявлено три дня траура по Йосифу Кобзону) кто-то просто проезжающий, чужой мог припарковать автомобиль, начиненный взрывчаткой, очень трудно. Тем более — что кто-то чужой установил СВУ внутри.

Местным украинским партизанам такое не под силу. Скорее работали опытные спецслужбы с информаторами и своими людьми в охране Александра Захарченко.

Порой Захарченко был параноидально осторожен. Рассказывают, что он как-то отменил эфир и ушел в бункер - когда услышал незнакомый голос программного редактора одного из российских центральных телеканалов. Он решил, что это провокация украинских спецслужб и по телефону могут навести ракету, как на Джохара Дудаева.

Версия СБУ о «коммерческих разборках» тоже выглядит несостоятельной. ДНР - очень небольшое образование, расположенное на 1/3 территории Донецкой области, все работающие бизнесы тут на виду и в условиях блокады функционируют в особом экономическом режиме.

Соответственно вся экономика было четко разделена между двумя силами - правительством ДНР, которое олицетворял Александр Тимофеев и «Внешторгсервисом», особой структурой под контроль которой перешли крупнейшие металлургические активы. «Внешторгсервис» не имеет публичного офиса, пресс-службы и адрес указывает на месте памятника Ленина на центральной площади Донецка. Все, что понятно из закрытых источников об этой структуре - только то, что в ней работают до сотни специалистов, клерков, инженеров, отнюдь не силовиков.

Коммерческие войны исключались. Все войны и большая часть свободного бизнеса тут шли вокруг гуманитарных потоков на восстановление разрушенного и субвенций в пенсионный фонд и на заработные платы бюджетников. Зарплаты и пенсии миллионам людей тут выдают в рублях, откуда и как поступают эти рубли - в Донецке совершенно закрытая тема...

Временно исполнять обязанности главы ДНР назначен Дмитрий Трапезников - формально третья по влиянию фигура в руководстве ДНР в последнее время и активный соперник Александра Тимофеева в борьбе за влияние на Захарченко. Пока шло закрытое заседание совета министров, центр города был заблокирован, бульвар Пушкина в дальней его части оцеплен - начинается он, кстати, с Дома правительства, и там никто из опрошенных «МК» взрыва толком не слышал. Подрывали, судя по этому, не огромный заряд, а что-то, что сработало направленно на входящих в кафе людей.

В центре отключили мобильную связь местного оператора «Феникс», выезд и въезд в город ограничены, закрыта граница и, разумеется, выезд в сторону украинских КПВВ. В городе идет поиск диверсионных групп. В Донецке объявлено чрезвычайное положение.

Все последние новости об убийстве Александра Захарченко — в нашей онлайн-трансляции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру