Эксперт о возобновлении украинского производства «Русланов»: «Дурень думкой богатеет»

Для начала строительства Ан-124 Киеву понадобятся $10 млрд

Глава украинского спецэкспортера Сергей Омельченко в эфире телеканала «Прямой» обнародовал планы возобновления строительства сверхтяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Созданный в советской кооперации самолет серийно строился в Ульяновске. Поскольку все связи с российскими партнерами в сфере военно-технического сотрудничества Киев разорвал, глава «Укроборонпрома» рассчитывает на помощь европейского авиапрома. «МК» попытался разобраться, что стоит за этой идеей и не связана ли она с начавшейся на Украине президентской кампанией.

Для начала строительства Ан-124 Киеву понадобятся $10 млрд

«Руслан» по сей день остается самым крупным военно-транспортным самолетом, который строился серийно. Ему нет равных по грузоподъемности. Производство Ан-124 в Ульяновске завершилось в 1995 году. Там самолет собирался из комплектующих, которые поставляли российские украинские предприятия. Например, двигатели Д-18 делало запорожское «Мотор Сич», а крыло — изготавливал Ульяновск. Всего было построено 33 самолета, каждый из которых оснащается четырьмя турбореактивными двигателями.

Эти самолеты очень востребованы. Они, к примеру, давно используются для транспортировки и снабжения миротворческих контингентов ООН. Самолеты много раз использовались для перевозки военных грузов НАТО. Контракт с Альянсом на перевозку военнослужащих и грузов с помощью Ан-124 продлен до 2021 года.

На первый взгляд, идея возобновить производство российско-украинских «Русланов», естественно, модернизированных, вполне здравая. Она время от времени озвучивалась в России. Однако после 2014 года о совместной работе над таким проектом российского и украинского авиапрома пришлось забыть: Киев запретил любое сотрудничество украинских компаний с российскими партнерами в сфере военно-технического сотрудничества.

По оценке экспертов, Россия вполне могла бы за несколько лет самостоятельно освоить производство «Русланов» у себя. Однако для инвестиций в проект необходим начальный коммерческий заказ на самолеты. А его пока в нужном количестве нет. Себе в убыток начинать в России проект посчитали нецелесообразным.

И вот с аналогичной идеей выступила украинская сторона. «Уже сейчас мы на завершающей стадии полной переработки всей электронной составляющей этого транспортного самолета. И надеемся, что она будет окончательно принята инженерной и конструкторской группой госпредприятия «Антонов», чтобы в этом году начать сборку первого самолета», - рассказал Сергей Омельченко. «МК» попросил представителя российского авиапрома оценить эту идею. Вот что он рассказал на условиях анонимности:

-Это предложение из разряда тех, о которых и в России, и на Украине говорят примерно одинаково: «дурень думкой богатеет». Оно совершенно не продуманно ни с экономической, ни с технической точек зрения. Скорее всего, это пиар действующей политической власти, которая, разорвав кооперацию с Россией, практически угробила свой авиапром.

Собеседник «МК» пояснил, что он имеет в виду:

-На госпредприятии «Антонов» вся серийная оснастка для производства Ан-124 — стапели, краны, сборочные места - уничтожены. На восстановление оснастки потребуется не менее трех лет и, как минимум 300 миллионов американских долларов.

Кроме того по его словам, проект напрямую зависит от взаимодействия с российскими партнерами, причем в ключевых моментах производства:

-Уникальное крыло Ан-124 никто не делает, кроме как Ульяновский завод. А прессованные панели для крыльев делает только уральское предприятие в Верхней Салде. Кроме того, десятиколесные тележки основного шасси сверхтяжелого самолета изготавливали Нижегородское предприятие «Гидромаш». Кто их заменит? «Эрбас»? Вы представляете, сколько это может стоить?

По словам собеседника «МК», даже те, комплектующие, которые производились на Украине, например, мощные двигатели Д-19, зависят от российских поставок, например, металла или агрегатов.

Кроме того, есть другие технические вопросы, которые чрезвычайно удорожают проект возобновления производства «Русланов» и даже делают его нереализуемым.

-Нужно будет всю бумажную документацию оцифровать. На это надо, минимум, 5 лет и много-много денег. То же самое касается установки на самолёт взамен российского западного бортового электрического, пилотажно-навигационного, радиосвязного оборудования, систем управления, кондиционирования, противообледенительной системы. Все это потребует много времени и средств, - сказал собеседник «МК».

По его словам, реальные расчеты показывают, что для возобновления производства «Русланов» на Украине потребуется не менее семи лет. При этом нужны инвестиции в объеме не менее десяти миллиардов долларов.

-И это при том, что серийный завод «Авиант» в Киеве за последние пять лет не выпустил ни одного самолета. Специалистов там там осталось очень мало и их все меньше, - подвел итог специалист.

По его словам, идея возобновления «Русланов» на Украине без России — это простой пиар-ход, таковым он и останется. Без всяких последствий. И демонстрирует он только непрофессионализм команды действующего президента.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру