72% внутренних границ России могут стать спорными

Отсутствие четкого разграничения между субъектами может вызывать сомнения инвесторов и межнациональные конфликты

05.02.2019 в 20:53, просмотров: 7665

В минувшем году в многолетнем территориальном споре Чечни и Ингушетии зазвучали угрожающие ноты. Предотвратить сползание к насилию помогла хладнокровная и взвешенная позиция руководства республик и федерального центра. Проблема взаимных претензий двух взрывоопасных субъектов федерации была решена, однако границы между некоторыми регионами России остаются «расплывчатыми», это не вселяет уверенности в потенциальных инвесторов и может приводить к спорам хозяйствующих субъектов.

72% внутренних границ России могут стать спорными
фото: pixabay.com

Правовые проблемы государственной регистрации границ регионов обсуждались на заседании, которое провел председатель комитета по регламенту и организации парламентской деятельности Совета Федерации Андрей Кутепов.

По словам сенатора, к настоящему моменту демаркировано 27,5 процентов общей протяженности границ российских регионов. Произведя несложный математический расчет, получаем цифру 72,5 процента — это протяженность внутрироссийских границ, каждый метр которых теоретически может стать спорной территорией.

Сегодня общее число границ между субъектами Российской Федерации - 378. С начала 2018 года доля границ между субъектами, сведения о которых были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выросла на 65 процентов. Установка жестких границ субъектов вступила в активную фазу сравнительно недавно, после того, как в 2017 году процесс взяла под контроль глава Верхней палаты Валентина Матвиенко. По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), к сегодняшнему дню полностью определены региональные границы Москвы, республик Калмыкия, Бурятия, Саха-Якутия, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Амурской, Астраханской, Владимирской областей и Пермского края.

Как сказал Андрей Кутепов, в 2019 году перед сенаторами, представителями профильных ведомств и региональными властями стоит «амбициозная задача»: довести протяженность четких границ между регионами страны до 50 процентов.

В заседании принял участие заместитель руководителя Росреестра Вячеслав Спиренков. Отвечая на вопрос о том, почему демаркацией региональных границ власти озаботились только сейчас, а не много лет назад, замглавы Росреестра, сказал, что только сегодня технологии позволяют проложить границу с точностью до метра.

«Сегодня существуют спутниковые приборы, которые позволяют очень точно определять координаты на местности, понятно, что в советское время такой возможности не было, - сказал Вячеслав Спиренков. - Тогда координаты определялись в стотысячном масштабе, это создавало погрешности порядка 500 и более метров, поэтому границы были достаточно условными. Современные технологии позволяют установить участки с точностью до одной десятой метра, хотя границы мы устанавливаем грубее, как правило, это один метр».

Кроме того, в прежние эпохи эффективность землепользования была не такой высокой, как сегодня.

Представитель Росреестра также упомянул такой аспект, как инвестиционный климат: «Собственнику участка крайне важно понимать, что он находится в конкретном субъекте. Когда граница отсутствует, есть риск того, что завтра объявят, что он оказался, например, в населенном пункте, и не может заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Или наоборот, построил спортивный комплекс, а здесь территория исключительно сельскохозяйственного производства, значит, комплекс надо сносить».

Чиновник напомнил, что граница между Чечней и Ингушетией установлена и утверждена Конституционным судом. Инцидент исчерпан. Однако проблемная территория остается у Ингушетии и Северной Осетии - в районе горы Столовая. Если помните, осетино-ингушский территориальный спор стал одним из первых вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации после распада Советского Союза.

По словам Вячеслава Спиренкова, проблема территориальных претензий на Северном Кавказе уходит корнями в период, когда создавались новые субъекты. Например, когда Чечено-Ингушская республика разделилась на две. В тот момент не было принято решения о границе, и это создало «отложенный конфликт».

«Аналогичные проблемы есть у Республики Калмыкия. Когда ее создавали после войны, не были установлены границы, теперь у республики есть спорные территории с Астраханской областью и Ставропольским краем. Когда появляются новые субъекты, то вопрос об их границах нужно решать в первую очередь. Очень важно, что эту тему подняли на уровень Совета Федерации, на уровень правительства страны. Много лет проблему не замечали, однако она крайне важна и для граждан, живущих в регионах, и для инвестиционного климата», - считает заместитель главы Росреестра.