Последний причал «сухопутного линкора»: история артустановки ТМ-3-12

Боевой путь самого тяжелого экспоната Музея Победы

В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны есть легендарный оружейный экспонат. Это сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 («транспортер морской»). Удивительна не только история создания этой советской царь-пушки, но и ее путешествие к месту последней стоянки на Поклонной горе в Москве.

Боевой путь самого тяжелого экспоната Музея Победы
Артустановка ТМ-3-12 в открытой части экспозиции военной техники и инженерных сооружений Центрального музея Великой Отечественной войны. Фото: Музей Победы

Вес артиллерийского гиганта разработки 30-х годов прошлого века — 340 тонн. Для сравнения: украшающая Московский Кремль средневековая Царь-пушка весит 38 тонн. Новейшая артиллерийская самоходка «Коалиция-СВ» — 48 тонн. А масса автономной пусковой установки стратегического ракетного комплекса «Тополь-М» — 120 тонн. Так что советский артгигант — безусловный рекордсмен по массе. Не зря он получил неофициальные названия — «сухопутный линкор», «чудо-пушка» и «Царь-пушка №2».

СПРАВКА "МК"

Общая длина установки ТМ-3-12 — 40 метров. Длина ствола — 15 метров. Калибр орудия — 305 мм. Масса в боевом положении — 340 тонн. Расчет — 50 человек. Скорострельность — до двух выстрелов в минуту. Наибольшая дальность стрельбы — 30 километров.

Несмотря на гигантские размеры и внушительную массу, установка без проблем могла передвигаться на паровозной тяге по большей части железных дорог СССР. Кроме того, у транспортера ТМ-3-12 имелся и небольшой двигатель для передвижения «самоходом».

Артиллеристы между собой уважительно и ласково расшифровывали аббревиатуру «ТМ» как «Татьяна Михайловна». Стреляло уникальное орудие снарядами образца 1911 года. Каждый массой 470 кг. Кроме того, пушка могла выпускать принятые на вооружение в 1928 году в СССР фугасные дальнобойные снаряды массой 314 кг.

Разработка железнодорожных артиллерийских систем велась в СССР в 1920–1930-х годах. Проектирование «Транспортера морского, тип 3, калибр 12 дюймов ТМ-3-12» началось в 1935 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Работы велись в конструкторском бюро под руководством талантливого инженера Александра Дукельского. До того он спроектировал подобные установки, получившие названия ТМ-1-14 и ТМ-2-12.

Производство артиллерийских гигантов было налажено в Николаеве на Украине, на верфях которого строились самые крупные боевые корабли для ВМФ России. В кооперации участвовали ленинградские заводы «Большевик», Металлический завод, «Красный путиловец» и вагоностроительный имени Егорова.

Всего к 1 января 1939 года было изготовлено три установки ТМ-3-12. Частично они были оснащены поднятыми со дна Черного моря частями и механизмами артиллерийских установок линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году в Севастополе в результате взрыва.

Орудия, изготовленные для линкоров серии «Измаил», были взяты со складов, где они оставались еще с дореволюционных времен.

Изготовленные в Николаеве ТМ-3-12 преодолели по железной дороге путь от Черного моря до Балтики и были доставлены в район Ленинграда, в 9-ю Отдельную железнодорожную артиллерийскую батарею 2-го железнодорожного дивизиона тяжелой артиллерии.

Для чудо-орудий потребовались специальные железнодорожные составы с вагонами-казармами, вагонами-кухнями, вагонами-арсеналами, вагонами-штабами и т.д. Десятки и сотни батарейцев входили в боевые расчеты. Отдельные эшелоны со средствами ПВО прикрывали мощные орудия от ударов с воздуха.

К преимуществам ТМ-3-12 относились высокая маневренность и автономность, способность довольно быстро менять позицию, перемещаться на значительные расстояния.

Изначально оружие предназначалось в основном по морским целям. Однако при необходимости могло быть использовано для поражения и наземных целей.

Но был у советских «царь-пушек» и серьезный недостаток. Их было сложно наводить на цель при стрельбе с пути. Нужны были специальные закругленные отводы от основного железнодорожного полотна. Перемещаясь по ним, транспортер менял угол поворота орудия и угол обстрела.

Для стрельбы по морским целям построили специальные огневые позиции с бетонными основаниями. В них орудия превращались в классические береговые артиллерийские установки.

Впервые ТМ-3-12 были применены во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов. Артустановки использовали для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма и при штурме Выборга.

После завершения войны установки были переправлены на полуостров Ханко, который СССР получил от Финляндии по условиям заключенного мирного договора. Здесь орудия встретили начало Великой Отечественной. Артиллерийским огнем они подавляли финские огневые точки, расположенные на близлежащих островах, а также не давали возможности боевым кораблям ВМС Финляндии вести прицельный обстрел полуострова Ханко.

Оборона Ханко длилась до 2 декабря 1941 года. Советским войскам пришлось оставить полуостров. Эвакуировать громоздкие установки в условиях войны не было возможности. Они были демонтированы, частично уничтожены и затоплены.

Финны пытались вернуть к жизни колоссальные трофеи. В 1942–191943 годах их ремонтировали. Однако в строй ТМ-3-12 так и не были введены и в боевых действиях не участвовали.

После выхода Финляндии из войны СССР в январе 1945 года получил назад три транспортера ТМ-3-12. Они вошли в состав 1-й Гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады. Орудия стояли на вооружении дислоцированной в Балтийске Калининградской области отдельной железнодорожной батареи №294. Там они прослужили до 1961 года.

Затем был ремонт на Обуховском сталелитейном заводе и переезд на арсенал, расположенный в поселке Форт Красная Горка Ленинградской области. Орудия поставили на консервацию.

Уходу сверхтяжелых пушек «на пенсию» помогло бурное развитие ракетного вооружения. Но опыт создания и применения «сухопутных линкоров» был с успехом использован при создании нового оружия.

Уникальные технические решения, полученные при создании железнодорожных артиллерийских транспортеров, нашли применение при разработке боевых железнодорожных ракетных комплексов  «Молодец», вооруженных ракетами «Скальпель», а также стратегических ракетных комплексов мобильного базирования «Тополь М» и «Ярс».

История появления грандиозного экспоната в экспозиции Музея Победы на Поклонной горе заслуживает отдельного рассказа. Дело в том, что в 90-е годы российская артиллерия могла навсегда лишиться образцов ТМ-3-12. Установки планировали разрезать на металлолом. И только инициатива небезразличных к отечественной военной истории людей помогла спасти уникальную разработку.

В феврале 2000 года Вячеслав Брагин, в ту пору директор Центрального музея Великой Отечественной войны, добился, наконец, решения главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова о безвозмездной передаче 305-мм транспортера музею. Министр путей сообщения Николай Аксененко согласился осуществить уникальную операцию по транспортировке 340-тонной установки из Санкт-Петербурга в Москву. Провели несколько технических экспертиз. Оценили возможность перевозки в неразобранном состоянии. В ночь с 9 на 10 июня 2000 года спецсостав проследовал через Ораниенбаум, Ломоносов и Петергоф, но в 10–12 км от Санкт-Петербурга остановился. Перегрелись колесные буксы. Решено было построить огромную платформу. Ее сделали за два месяца. 5 сентября 2000 года путешествие орудия в Москву завершилось. На всем пути помогали военные моряки и железнодорожники.

Но до того, как «сухопутный линкор» окончательно «пришвартовался» в экспозиции, прошел еще год. До того артустановка пробыла на железнодорожных путях. Для основания был сделан надежный арматурный каркас и уложено в вырытый котлован более 100 кубометров бетона. Путейцы помогли со спецрельсами.

Возникла и новая техническая трудность. На маршруте от Москвы-Сортировочной до открытой площадки музея надо было пройти мостом над Минской улицей. Высота артустановки на трайлере была на метр выше тоннеля под мостом. Пришлось отсоединить многотонный ствол, а затем смонтировать. При весе ствола в 84 тонны и весе главной балки 130 тонн это было весьма сложным делом.

Ствол уложили в ложементы артустановки 16 октября 2001 года.

Вот уже почти 18 лет морской железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12 — в открытой экспозиции Музея Победы. Это достойный памятник выдающемуся русскому конструктору-оружейнику Александру Дукельcкому, таланту и мастерству рабочих отечественной оборонной промышленности, командирам и рядовым артиллеристам отечественного Военно-морского флота.

На станции метро «Минская». Фото: Музей Победы

МЕЖДУ ТЕМ

6 марта 2017 года недалеко от Музея Победы на Поклонной горе была торжественно открыта станция «Минская» Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена. При оформлении интерьера станции дизайнеры использовали изображение фрагментов одного из самых интересных экспонатов музея, находящегося буквально в двух шагах от новой станции, — сверхтяжелой железнодорожной артиллерийской установки ТМ-3-12.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27993 от 10 июня 2019

Заголовок в газете: Последний причал «сухопутного линкора»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру