Как накануне Второй мировой: в атаке на танкеры обвинили Иран

В США есть запрос на военную акцию против Тегерана

Как и следовало ожидать, Соединенные Штаты быстро нашли виновного в атаке на два танкера в Оманском заливе. На эту роль назначен, опять же как и следовало ожидать, Иран. Но кому действительно выгодно, чтобы в нападении на суда Kokura Courageous и Front Altair был обвинен Тегеран?

В США есть запрос на военную акцию против Тегерана

«Эта оценка основана на разведданных, использованном оружии, уровне квалификации, необходимой для выполнения операции, на недавних аналогичных иранских нападениях на морские суда и на том факте, что нет действующих в этом регионе группировок, обладающих такими ресурсами и способных проводить операции со столь высокой степенью сложности», – пояснил выводы Вашингтона госсекретарь США Майк Помпео, обвинивший Тегеран в «вопиющем нападении».

Иран продолжает стоять на своем, отрицая причастность к инциденту с танкерами. Представитель иранского представительства при ООН Алиреза Мирюсефи назвал «иронией» то, что Соединенные Штаты, которые в одностороннем порядке вышли из ядерной сделки с Тегераном, теперь призывают Иран вернуться к переговорам. А глава иранского МИД Мохаммад Джавад Зариф обратил внимание на то, что один из подвергшихся нападению танкеров принадлежит японской компании, и инцидент произошел как раз в то время, когда премьер-министр Японии Синдзо Абэ встречался с аятоллой Али Хаменеи.

В качестве «доказательства» причастности иранцев к нападению на суда американское Центральное командование обнародовало снятое предположительно с военного самолета-разведчика видео, на котором видно, как моряк с иранского военно-морского катера снимает некий предмет (неразорвавшуюся мину, считают американцы) с корпуса поврежденного танкера Kokura Courageous. Американская сторона считает, что так иранцы пытаются замести следы своей причастности к атаке.

Если это единственное доказательство, то его явно недостаточно. Даже если бы было продемонстрировано видео, на котором видно, как некие люди с некоего катера устанавливают мину, возникло бы немало вопросов. Но когда некий предмет не устанавливают, а снимают, возникает вообще целое море сомнений.

Можно сколько угодно повторять, что Иран – это не Ирак, и американцам в случае военного конфликта с Тегераном придется крайне несладко. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что иранцам в полномасштабной войне (не дай Бог, конечно) с Соединенными Штатами не сладить. Надо полагать, лидеры Исламской Республики, которым нельзя отказать в политическом прагматизме, отлично это понимают. И поэтому крайне сомнительно выглядит версия иранской атаки. Положительного для Ирана эффекта (не считать же таким рост цен на нефть на несколько процентов) в нападении на мирные суда – ноль. Зато издержек – целый вагон. Страдающему от санкций государству вряд ли нужна новая головная боль в виде американских «ударов возмездия».

Но для региональных соперников «обуздание» Ирана американскими руками – сплошной профит. Само собой, и для «ястребов» в Вашингтоне атака против мирных танкеров – это хороший casus belli, повод ударить по Ирану. Это настроение, кажется, хорошо выразил Fox News, опубликовав колонку с мнением президента Группы изучения проблем безопасности (Security Studies Group) Джима Хэнсона, который без излишних сомнений утверждает, что «иранская агрессия может заставить Трампа начать военную атаку». По мнению эксперта, «было бы безответственным для администрации Трампа закрывать глаза на то, что Помпео назвал «вопиющим нападением» Ирана. К сожалению, плохое поведение Ирана – не в новинку. Иран и его союзники атаковали цели в регионе Персидского залива месяц тому назад. За это США пока не отомстили, но время, возможно, приходит».

Напомним, что несколько недель назад американский президент грозил у себя в Твиттере: «Если Иран захочет сражаться, это станет официальным концом Ирана». А в интервью Fox News Трамп (хоть и выражал надежду на то, что войны с Тегераном удастся избежать), предупреждал: «Но я не могу допустить, чтобы они имели ядерное оружие и запугивали нас. Я не тот человек, который хочет ввязываться в войну, потому что война вредит экономике, и главное, отнимает множество жизней. Я не хочу сражаться. Но в ситуации с Ираном мы не можем допустить, чтобы у них было ядерное оружие».

Похоже, запрос в Вашингтоне на силовое решение «иранской проблемы» имеется. И инцидент с танкерами в Оманском проливе, происшедший через месяц после того, как были устроены взрывы на судах у побережья ОАЭ (в чем тоже обвинили иранцев или проиранские силы), этому запросу вполне соответствует.

«Ситуация близка к той, что складывалась накануне Второй Мировой войны, – комментирует происходящее президент Фонда развития современной дипломатии Амрам Петросян. – Раскручивается новый виток напряженности. Атака на танкеры ставит вне закона любую страну или организацию к ней причастную. Поэтому интерес США понятен. Вашингтону необходим предлог для окончательной изоляции Ирана. А в последствии и для развязывания агрессии. Трамп и его команда возможно недооценивают всех последствий такого курса. Это будет катастрофа для всей мировой системы».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27997 от 15 июня 2019

Заголовок в газете: В заливе запахло порохом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру