Российские параллели в отставке президента Боливии Моралеса: неудобная ситуация

Когда тебя обвиняют в том, чего ты, собственно, не делал

Закатилась звезда одного из самых, как казалось, крепких и давних лидеров Латинской Америки — подал в отставку наиболее харизматичный президент, первый индеец на высшем государственном посту не только Боливии, но и всей Южной Америки Эво Моралес. Вместе с ним сложило полномочия почти все руководство государства — вице-президент, председатель сената и спикер парламента, глава таможенной службы, добрая половина правительства и даже некоторые депутаты положили на стол свои мандаты.

Когда тебя обвиняют в том, чего ты, собственно, не делал

Моралес успел ретироваться из столицы в свой родной округ, где рассчитывает пересидеть волнения, продолжающиеся в стране последние три недели. Причиной всему стало воскресное решение Организации американских государств о нелегитимности итогов президентских выборов 20 октября, на которых Моралес намеревался в четвертый раз переизбраться президентом. После чего командующий армией Боливии Уильямс Калиман обнародовал заявление о том, что в сложившейся ситуации президенту было бы правильно «для предотвращения дальнейших волнений» покинуть свой пост. В стране, где за 150 лет случилось более 100 военных переворотов, к словам армии принято прислушиваться. Даже президенту, которому больше не на кого опереться — у своих сторонников уже нет прежнего запала, а элиты, как и везде, предают первыми. Так, например, первый вице-президент Сената, который должен был наследовать власть, вместе с несколькими бывшими коллегами сбежал в посольство Мексики, заявившей о готовности предоставить Моралесу политическое убежище. И теперь второй вице-президент Сената принимает должность исполняющего обязанности президента страны и назначает новые выборы. Полиция уже выдала ордер на арест руководства центральной избирательной комиссии Боливии и глав отдельных «переусердствовавших» избиркомов на местах. Не хочу проводить параллелей, но подобная самозачистка элит весьма показательна. Еще более символична приостановка подсчета голосов на следующий день после выборов, вследствие чего действующий на тот момент президент, как оказалось, стал выигрывать уже в первом туре (такое регулярно случается на выборах в некоторых российских регионах). Для этого Моралесу согласно местным законам нужно было обойти своего оппонента более чем на 10 процентов. Разрыв ровно в 11 процентов по итогам оказался фатальным для коренного индейца — любителя листьев коки.

Озвученное то ли в насмешку, то ли всерьез оперативное предложение главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян экс-президенту Моралесу стать ведущим испаноязычной версии телеканала — мягко говоря, не самая лучшая попытка сохранить хорошую мину при плохой игре. Увы, но поражение красного Эво в мире будет воспринято как еще один проигрыш России в Западном полушарии — не столько даже репутационный, сколько экономический — ведь Росатом совсем недавно договорился с властями Боливии о строительстве крупнейшего в Южной Америке атомного центра стоимостью 300 миллионов долларов, а другие известные российские энергетические компании активно разрабатывают возможности освоения природных ресурсов этой страны.

После затяжных выступлений против наследника Чавеса Николаса Мадуро в Венесуэле, завершившихся официальной поддержкой армейской верхушки действующего президента (аккурат в момент прилета в страну трех российских стратегических бомбардировщиков), уход Моралеса под давлением армии окончательно завершает эпоху «левого поворота» в новейшей истории Латинской Америки. Поворота, который по привычке ассоциировали в регионе с Россией, но которым Россия так и не смогла воспользоваться. Самая неудобная ситуация — когда тебя обвиняют в том, чего ты, собственно, не делал.

Единственная страна, вернувшая к власти известного левого политика, — Аргентина, где 27 октября состоялись президентские и парламентские выборы. Этим политиком стала харизматичная наследница социальной политики Перона и дважды экс-президент Кристина Фернандес Киршнер — новый вице-президент Аргентины.

Как это было, я увидел собственными глазами.

За неделю курс местной валюты упал почти на 15 процентов — политическая весна в Аргентине всегда влияла на экономику, но в этом году особенно. По признанию многих местных экспертов, страна находится на пороге дефолта — выданные за последнюю четверть века 57 миллиардов долларов кредитов МВФ отдавать нечем, а главное, незачем — приблизительно так считает победившая на прошедших 27 октября выборах экс-президент Кристина Фернандес Киршнер. Ее тандем с Альберто Фернандесом обошел прежнего аргентинского лидера Маурисио Макри на 8 процентов и, согласно местному законодательству, выиграл в первом туре, набрав более 45 процентов голосов. Несмотря на формально вторую позицию вице-президента, именно Кристина Киршнер — вдова своего популярнейшего и уважаемого мужа, президента Аргентины начала ХХI века Нестора Киршнера, — будет рулить внешней политикой в не столь далеком прошлом ведущей страны Латинской Америки.

Первое впечатление, которое тебя охватывает по прилете в Южную Америку, — то, что эпоха здесь не менялась с конца 80-х годов прошлого века. Что за окном — 1989-й или 2019-й, — понятно только по бытовым мелочам да моделям мобильных телефонов. В остальном всё так же — приветливые и дешевые кафе и рестораны, отменное мясо и превосходное вино, архитектура футуризма и эклектики начала ХХ века, улыбающиеся люди — буквально всё тебя возвращает в старое доброе прошлое. Политика — не исключение. Впервые заявившие о необходимости создания своего латиноамериканского аналога Евросоюза еще в 1985 году, Аргентина и Бразилия на данный момент собрали в объединение под названием МЕРКОСУР (Общий рынок Южной Америки) практически все страны континента и даже учредили единый парламент. Только бесконечный кризис в Венесуэле да ревностное отношение Чили не позволяют последним полностью присоединиться к организации. Ревность, согласно знакомым с детства сериалам, является определяющим качеством латиноамериканцев. Вот и Аргентина уже давно была бы в одной организации с Россией — БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Америка), да все Бразилия не пускает — ревнует.

Уже после выборов победивший президент Альберто Фернандес одним из первых своих заявлений выразил большую тревогу по поводу региональной дезинтеграции, затронувшей все страны Южной Америки. Нет уж прежде тех скреп дружбы между далекими латиноамериканцами. Столица Чили Сантьяго бунтует против действующего президента-миллиардера Себастиана Пиньеры в связи с 3(трёх!)-процентным ростом стоимости проезда на общественном транспорте. Венесуэльский лидер Мадуро в Каракасе держится в основном благодаря армии. «Бразильский Трамп» Болсонару только-только выпустил из тюрьмы своего предшественника Лулу да Сильва.

Вот тут бы России и подсуетиться! Вместо того чтобы проводить очень странный по содержанию форум «Россия—Африка», вплотную заняться «задним двором» (backyard) США. Не столько даже для того, чтобы создать совместный реально работающий бизнес в этом далеком от Москвы регионе, сколько в целях возможности последующего размена с США. Руководствоваться принципом наших партнеров-«гринго», которые имеют такой же интерес в Украине, как Россия в Уругвае.

Кстати, про Уругвай: там также 27 октября состоялись парламентские и первый тур президентских выборов. По текущей информации, маятник электоральных предпочтений в «латиноамериканской Швейцарии» (как называют Уругвай за стабильность и спокойствие) во втором туре, намеченном на 24 ноября, может качнуться вправо. Тогда вместе с большинством в конгрессе Национальная партия Уругвая получит и президентское кресло.

Встречаясь в уругвайской столице Монтевидео с представителями правых, я неизменно натыкался на полную уверенность в том, что Россия, как и прежде Советский Союз, поддерживает только левых политиков. Ответное изумление и возражения с моей стороны с трудом воспринимались моими визави, апеллирующими к тому, что «ну вы же поддерживаете Мадуро и Моралеса». Из чего я сделал вывод, что в Латинской Америке вообще не знакомы с новой Россией, которая политически гораздо более правая, чем самые правые европейские политики.

Познакомить Латинскую Америку с новой Россией могло бы быть не только полезно, но и выгодно. По крайней мере, для того, чтобы потом, разруливая очередной конфликт в своем подбрюшье, иметь возможность произвести обмен влиянием. Иными словами — если хотите вернуть Украину, возьмите Уругвай!

Читайте также: Специалисты назвали главную ошибку подавшего в отставку президента Боливии Моралеса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28123 от 12 ноября 2019

Заголовок в газете: Уход Моралеса — казалось бы, при чем тут Россия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру