Российские самолеты сваливают в братскую могилу: что скрывает переименование лайнеров

«Мировой рынок мы потеряли»

Гражданские самолеты российского производства планируют переименовать, объединив их единым брендом. Об этом заявил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

«Мировой рынок мы потеряли»
Автор: Marina Lystseva.

По его словам, которые цитирует РИА «Новости», такой ребрендинг должен «правильно сформировать это целевое рыночное позиционирование структуры, которая будет заниматься созданием, производством и продажей гражданских самолетов, и правильно подойти к наименованию продуктов этого дивизиона». Глава ОАК, ссылаясь на общемировую практику, предлагает сделать единую линейку всех самолетов под общим названием.

Юрий Слюсарь считает, что у такой модели есть экономическое обоснование: «инвестиции идут в один бренд, а не рассеиваются по многим направлениям», так как продукты представлены в одном сегменте.

Честно говоря, когда слышишь подобные рассуждения, сразу вспоминается выученное еще в школе ленинское определение декабристов: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». Точно так же страшно далеки от реальностей российской авиации те, кто сегодня с идеями ребрегндинга выходит «на Сенатскую».

Что стоит за всеми их словами «дивизион», «линейка»?

Дырка от бублика. Пустота. Какой «линейке» они собираются рисовать новый «бренд»? Что переименовывать? Два самолета? Все тот-же многострадальный Sukhoi Superjet 100, что с грехом пополам летает, и который как ни назови, все равно никто не хочет покупать, да еще МС-21, который все никак не могут доделать? Больше-то в «линейке» ничего нет. И даже на горизонте ничего не просматривается.

При этом, любой коммерсант вам расскажет, что ребрендинг – это всегда деньги. И большие. В оба самолета - Sukhoi Superjet 100 и МС-21, которые у нас теперь называют «линейкой» (другой-то все равно нет), уже было вложено немало средств для их раскрутки под нынешними названиями. Особенно в Sukhoi Superjet 100. Его реклама, можно сказать, была даже агрессивной. Не помогло. Авиационный мир очень тесный, в нем всем обо всем известно.

Судя по отчетности производителя Sukhoi Superjet 100 АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), в этом году им удалось продать только один самолет. Причем, покупателю российское правительство выделяет еще и субсидии, которые, к тому же планируется в очередной раз увеличить. Чем вам не раскрутка бренда? Ан нет. Не берут.

Хотя г-н Слюсарь обещает, что в 2020 году ситуация изменится. Будет произведено около 20 новых самолетов Sukhoi Superjet 100, а к 2021 году их производство достигнет (страшно сказать!) 30 самолетов в год.

Правда, о том, что их производство и продажа убыточны для российского бюджета, говорить у нас не принято. Во всем, конечно, обвиняют западных конкурентов. Дескать, они нас вытесняют с мирового авиарынка. Только что там вытеснять? Boeing и Airbus – хозяева мирового рынка авиатехники, российские самолеты на нем даже не замечают. Свои они ежегодно продают тысячами – вот уж где, действительно, можно говорить о линейке моделей, да не об одной! А такой штучный товар как Sukhoi Superjet 100 этим «линейкам» и количеству их продаж помешать никак не может. Sukhoi Superjet 100 – скорее экзотика, русский сувенир типа матрешки. А потому, доводы типа: переименуем наши самолеты, и они сразу станут лучше продаваться, в этих экономических условиях не работают.

Так, может, мы не с того конца начинаем? Может, надо сначала подумать, как линейку самолетов создать, и уж потом, если деньги девать некуда, ее переименовывать?

И, кстати, об именах и брендах. В советской и российской авиации брендом традиционно считалось название конкретной фирмы, основанной кем-либо из выдающихся конструкторов – Яковлев, Туполев, Микоян, Сухой… А что теперь? Теперь практически все фирмы слиты в единую структуру - Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) и подчинены Ростеху: ни имен конструкторов, ни ответственных – сплошные менеджеры.

При этом, обосновывая необходимость ребрендинга, г-н Слюсарь говорит, что это понятие должно «правильно сформировать целевое рыночное позиционирование структуры, которая будет заниматься созданием, производством и продажей гражданских самолетов».

То есть, «как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Выходит, линейки новых российских самолетов будут называться теперь как-нибудь ОАК-1, ОАК-2? Или, может, Слюс-1 и Слюс-2? Видимо, тогда российские самолеты на рынке будут сразу уходить влет?

Сомневаюсь. И не только я. Вот как об этом «МК» рассказал один из высокопоставленных специалистов нашей авиационной отрасли (фамилию называть не буду, чтобы не создавать ему проблем на работе):

- Я считаю, что сейчас ОАК – это братская могила для всех авиационных фирм. Такое объединение убило авиационную конкуренцию. А чтобы строить самолеты, конкуренция необходима. Нам, правда, внушают, что мы, дескать, конкурируем с западными фирмами. Неправда. Мы с ними не конкурируем. Нас они даже не видят и за конкурентов не считают. Мировой рынок мы потеряли, если наших самолетов на нем менее 1%. Конкуренция у нас идет исключительно за российский бюджет внутри собственной страны, так как все авиафирмы сейчас сидят на бюджете и зависят только от него. А теперь, когда их сгребли все в одну кучу, где один занимается тем, другой – этим, и без всякой конкуренции, тем более ничего хорошего точно не получится. С точки зрения продвижения на мировой рынок российских самолетов такое положение дел ничего не изменит. Это значит лишь, что можно спокойно, без всякой конкуренции, осваивать бюджет, вот и все. И осваивать его, прикрываясь красивым словом «ребрендинг» проще, чем строить самолеты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру