Эксперты назвали основные причины деградации российской авиационной отрасли

Засилье иностранных самолетов, снижение доли на мировом рынке

12.02.2020 в 15:59, просмотров: 6789

Отечественная гражданская авиаотрасль последние десятилетия деградирует. В стране нет единого государственного органа, который бы отвечал за разработку и реализацию стратегии развития гражданской авиации. Обо всем этом говорили участники публичной экспертной дискуссии, которая состоялась в Москве в пресс-центре ОСН. Корреспондент «МК» разбирался в доводах экспертов.

Эксперты назвали основные причины деградации российской авиационной отрасли

По мнению бывшего замминистра гражданской авиации СССР, Заслуженного пилота Советского Союза Олега Смирнова, считать великой авиационной державой Россию уже нельзя. Такой она была вплоть до 1990 года. В подтверждение он привел пугающие цифры:

-К 1990 году наша Гражданская авиация имела 16 тысяч летательных аппаратов. Из них – ни одного западного, - сказал эксперт. - Мы первыми в мире начали летать на сверхзвуковых пассажирских самолетах. Наши самолетостроители ежегодно выпускали по несколько типов новых воздушных судов, которые поставлялись в 40 стран. К 1990-му году мы перевозили по 140 млн пассажиров ежегодно, американцы - около 200 млн, так как у них население больше. В прошлом 2019 году мы перевезли 128 млн. То есть за последние 30 лет не сумели даже выйти на уровень 1990-го года. А американцы в прошлом году перевезли 850 млн человек. Китай, которому в 1990-м до нас было далеко, в прошлом году перевез 600 млн пассажиров.

Олег Смирнов напомнил, что в 1970 году наша страна стала членом Международной организации Гражданской авиации (ИКАО), где сегодня состоят 120 государств. На церемонии вступления глава ИКАО тогда отметил: «Мы, конечно, единогласно проголосовали за вступление СССР в ИКАО потому, что он имеет 20% мировых объемов перевозок».

-Сегодня, - заявил Олег Смирнов, - мы перевозим 1% .пассажиропотока. Вот кем мы были и кем стали.

Его поддержал другой авиаэксперт, председатель Совета директоров ОАО «Аэросила» Александр Книвель, который считает: чтобы вернуть себе статус великой авиационной державы, Россия в первую очередь обязана выполнять требования ИКАО.

-В последнее время мы словно забыли, что являемся членами ИКАО, - заявил Книвель. - Мы доиграемся до того, что нашим авиакомпаниям вообще запретят полеты в Европу и США, как это было уже в 2000 году, когда туда запретили летать самолетам советской разработки.

Книвель напомнил, что в 2013 году вышло 19-е Приложение ИКАО к Конвенции о Международной гражданской авиации, где выдвинуты требования по безопасности полетов, которые Россия не выполняет. Он пояснил:

-Это программа безопасности полетов, финансируемая государством, и это единый орган, который отвечает за безопасность полетов в стране, а также установленный приемлемый уровень безопасности полетов, к которому страна стремится. У нас ничего этого нет до сих пор. Цель, которую ставит глобальный план ИКАО по безопасности - к 2030 году в мире не должно быть ни одной катастрофы. Допускаются только авиапроисшествия без человеческих жертв. Россия бесконечно далека от этой цели и даже не решает ее. Все это может закончится тем, что нас могут «заключить» в границах нашей страны.

При этом эксперты все же не ставят крест на возрождении российской авиационной отрасли, считая, что база, заложенная в советский период настолько мощная, что от нее еще можно оттолкнуться.

-Однако того, что имели в самолетостроении до 1990-го года, мы уже никогда иметь не будем, - считает Олег Смирнов. - Самолетостроение – самый сложный вид инновационной научно-технической деятельности. Сложнее только космос. 30 лет не заниматься самолетостроением, а потом вдруг начать выпускать конкурентные самолеты – такое просто невозможно. Инженеров нет, конструкторов нет. Мы вынуждены смириться с тем, что основную массу авиационной техники мы будем иметь западную. В этом ничего страшного нет. Мир сейчас открыт, а Россия – не Северная Корея. Но мы должны попытаться занять свою нишу в мировом самолетостроении, чтобы не потерять компетенции окончательно.

Хотя, считает эксперт, «мы до того уже деградировали, что когда президент недавно спросил у авиачиновников, какой самолет для малой авиации вы можете предложить, наш министр промышленности больше ничего не смог вспомнить, кроме самолета – аналога Ан-2. Эта машина, которая была сделана больше 70 лет назад».

Однако, считают эксперты, надежд на возрождение авиации страны терять все же нельзя. И первые робкие шаги в этом направлении уже сделаны.

-Работа по МС-21 движется в правильном направлении, - считает Олег Смирнов. - Потом тяжелый самолет, который мы планируем делать с Китаем на базе нашего Ил-96. Его будет строить Китай. Работа идет во всю. Почему они делают это свободно? Да потому, что равнодушны к тому, будет ли он покупаться в мире или нет. В Китае собственный огромный авиарынок. И мы должны так же относиться к себе. Будущее есть. Мы с вами самая большая страна в мире с территорией в 17 миллионов квадратных километров. При этом на 60% этой территории нет ни автомобильных, ни железных дорог. Если у страны не будет авиации, то не будет и России.