Крушение МиГ-29 на индийском авианосце: "Испытывали ужас"

Наш эксперт обвинил индусов в экстремальной манере пилотирования

Индийские военно-морские силы потеряли самолет российского производства МиГ-29КУБ, разбившийся над Аравийским морем днем 26 ноября. Палубный истребитель базировался на авианосце «Викрамадитья» - бывшем советском авианесущем крейсере «Адмирал Горшков», переделанном по контракту для ВМС Индии. После катастрофы один пилот был сразу найден спасателями, поиски другого продолжаются до сих пор. Военный эксперт оценил происшествие.

Наш эксперт обвинил индусов в экстремальной манере пилотирования
Фото: indiannavy.nic.in

За комментарием по ситуации «МК» обратился к военному эксперту, директору Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслану Пухову.

- МиГ-29КУБ – это учебно-боевая версия корабельного истребителя МиГ-29К, созданная фирмой «МиГ» по заказу Индии. Эти машины остались в значительной степени экспериментальными, - заявил «МК» Пухов. - Они были сделаны за очень маленькие деньги. 

Самый первый контракт на эти «миги», подписанный 20 января 2004 года, по разным данным составил от $650 млн до $700 млн. Причем, я думаю, ближе даже к цифре $650 млн. На эти деньги требовалось провести опытно-конструкторские работы, то есть фактически создать самолет с нуля, и еще построить первые 16 машин. В результате на опытно-конструкторские работы там пошло порядка $150-200 млн, что очень мало для создания такого самолета. Позже были и другие контракты. Всего этих самолетов было поставлено ВМС Индии 45 штук.

Подобная «экономия», по словам нашего эксперта, тут же начала сказываться в процессе эксплуатации этих машин.

- Как только индийцы на МиГ-29К и МиГ-29КУБ начали активно летать, многие технические проблемы сразу вылезли наружу. Тем более, что культура эксплуатации такой техники в Индии совсем не американская и не российская.

Когда наблюдаешь за тем, как они сажают свои машины на палубу, испытываешь некоторый ужас. Вообще удивительно, что у них это, по-моему, только четвертый разбитый самолет. При такой жесткой эксплуатации их могло разбиться куда больше.

Учтите, что любые палубные самолеты в принципе испытывают очень большие нагрузки. При посадке у летчиков от перегрузок кровеносные сосуды в глазах лопаются, а сама машина чуть ли не гофрируется. И это считается нормой. Но такую норму за счет экстремальной манеры пилотирования индийские летчики, как правило, еще и усложняют.

Кроме того, подчеркивает эксперт, в отличие от наших палубных самолетов, которые базируются на российском авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и делают за год всего с десяток взлетов-посадок, индийские палубные МиГ-29К эксплуатируются очень активно.

- Все знают поговорку: скупой платит дважды. В данном случае – это именно так. За такие маленькие деньги очень хорошие, надежные палубные истребители сделать было нельзя. Соответственно, когда самолеты стали биться, индусы были недовольны. Они объявили новый тендер на корабельные самолеты, к участию в котором фирму «МиГ» даже не пригласили. И этот новый случай с МиГ-29КУБ, я думаю, очередное подтверждение того, что это не совсем удачная машина, и вряд ли ее будет кто-то интенсивно эксплуатировать. В том числе и у нас тоже.