За комментарием по ситуации «МК» обратился к военному эксперту, директору Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслану Пухову.
- МиГ-29КУБ – это учебно-боевая версия корабельного истребителя МиГ-29К, созданная фирмой «МиГ» по заказу Индии. Эти машины остались в значительной степени экспериментальными, - заявил «МК» Пухов. - Они были сделаны за очень маленькие деньги.
Самый первый контракт на эти «миги», подписанный 20 января 2004 года, по разным данным составил от $650 млн до $700 млн. Причем, я думаю, ближе даже к цифре $650 млн. На эти деньги требовалось провести опытно-конструкторские работы, то есть фактически создать самолет с нуля, и еще построить первые 16 машин. В результате на опытно-конструкторские работы там пошло порядка $150-200 млн, что очень мало для создания такого самолета. Позже были и другие контракты. Всего этих самолетов было поставлено ВМС Индии 45 штук.
Подобная «экономия», по словам нашего эксперта, тут же начала сказываться в процессе эксплуатации этих машин.
- Как только индийцы на МиГ-29К и МиГ-29КУБ начали активно летать, многие технические проблемы сразу вылезли наружу. Тем более, что культура эксплуатации такой техники в Индии совсем не американская и не российская.
Когда наблюдаешь за тем, как они сажают свои машины на палубу, испытываешь некоторый ужас. Вообще удивительно, что у них это, по-моему, только четвертый разбитый самолет. При такой жесткой эксплуатации их могло разбиться куда больше.
Учтите, что любые палубные самолеты в принципе испытывают очень большие нагрузки. При посадке у летчиков от перегрузок кровеносные сосуды в глазах лопаются, а сама машина чуть ли не гофрируется. И это считается нормой. Но такую норму за счет экстремальной манеры пилотирования индийские летчики, как правило, еще и усложняют.
Кроме того, подчеркивает эксперт, в отличие от наших палубных самолетов, которые базируются на российском авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и делают за год всего с десяток взлетов-посадок, индийские палубные МиГ-29К эксплуатируются очень активно.
- Все знают поговорку: скупой платит дважды. В данном случае – это именно так. За такие маленькие деньги очень хорошие, надежные палубные истребители сделать было нельзя. Соответственно, когда самолеты стали биться, индусы были недовольны. Они объявили новый тендер на корабельные самолеты, к участию в котором фирму «МиГ» даже не пригласили. И этот новый случай с МиГ-29КУБ, я думаю, очередное подтверждение того, что это не совсем удачная машина, и вряд ли ее будет кто-то интенсивно эксплуатировать. В том числе и у нас тоже.