Житель Приднестровья описал ситуацию в республике после угроз Санду

"Давить будут экономически"

Действующий президент Молдавии Игорь Додон заявил, что он готов вывести людей на улицы в случае, если возникнет угроза миру в регионе. Так он прокомментировал высказывания избранного президента Майи Санду, которая ранее заявила, что из Приднестровья должны быть выведены российские миротворцы. О том, что сейчас происходит в Приднестровье, рассказал местный политолог Андрей Сафонов.

"Давить будут экономически"

Додон подчеркнул, что он не допустит повторения 1990-х, «когда в Кишиневе руководители страны запускали лозунги «чемодан-вокзал-Россия», и сделает все возможное, чтобы сохранить мир и спокойствие в стране всеми законными путями».

- Как вы оцениваете слова Додона о готовности вывести людей на улицы? Угроза миру в регионе действительно реальна?

- Выборы президента Молдавии уже состоялись, эта партия сыграна. Теперь, по всей видимости, в Молдове начинается борьба вокруг возможных досрочных выборов в парламент, - говорит Андрей Сафонов. - Естественно, социалисты попытаются взять реванш за поражение на президентских выборах. Как минимум, они хотят сохранить свои позиции. Поэтому эти заявления действующего президента Молдовы надо рассматривать именно с этих позиций. 

Удастся ли ему в реальности вывести людей на улицы? К сожалению, до сих пор мы видели, что не удавалось. Поэтому это будет пробный шар для него: насколько он умеет подчинять себе улицу. Это действительно важный вопрос.

- Что стоит за заявлениями Санду о выводе российских миротворцев? Это только слова, или будут предприняты реальные действия?  

-  На мой экспертный взгляд, попытки Майи Санду и стоящих за ней сил организовать давление на Москву и Тирасполь с целью вывода российских войск из Приднестровья, конечно же, столкнутся с сопротивлением и, я полагаю, реальных результатов не дадут. Но для нее эти действия выглядят достаточно логичными. Потому что Вашингтон, Брюссель и Бухарест заинтересованы в вытеснении России с берегов Днестра. 

В то же время Приднестровье рассматривает присутствие российских военных как фактор своей физической безопасности. Конечно, оно в тандеме с РФ будет делать все, чтобы эти замыслы остались только в речах новоизбранного президента Молдавии и, может быть, на бумаге в каких-то декларациях молдавского МИДа. В любом случае можно прогнозировать, что отношения Кишинева и Тирасполя в ближайшие месяцы не улучшатся, так как со стороны официального Кишинева будет более упорно педалироваться вопрос о выводе миротворцев и ОГРВ из Приднестровья. 

- Насколько реально сейчас возобновление боевых действий в Приднестровье?

- Я полагаю, сейчас нельзя говорить о том, что возобновление боевых действий реально в обозримой перспективе. Однако попытки надавить на Приднестровье по линии экономики, подключить к переговорному процессу дополнительные силы вроде Румынии, а также сделать так, чтобы на Россию оказывалось давление со стороны США – вполне реальны.

Но Москва и Тирасполь понимают, что договориться на взаимоприемлемой основе с западниками и с Кишиневом сейчас будет очень трудно, если вообще возможно. Вывести отсюда российские войска и миротворцев для РФ означает утратить свои позиции. А для Приднестровья – лишиться вооруженного российского «щита». Поэтому я полагаю, что давление Кишинева на Москву и Тирасполь окажется в итоге безрезультатным.

- Ощущается ли сейчас в Приднестровье тревога в связи с заявлениями нового молдавского президента?

- Приднестровье в целом спокойно. Конечно, люди ощущают некоторую тревогу в связи с тем, что президентом Молдовы избрана представительница правых сил, которая в свое время говорила, что на референдуме она проголосовала бы за присоединение Молдовы к Румынии. Все прекрасно понимают, что она будет гораздо более управляемой со стороны Вашингтона, Брюсселя и Бухареста, чем все ее предшественники.

Все предыдущие президенты, начиная со Снегура, опирались на определенные кланы и финансовые группы внутри Молдовы. Майя Санду по своему типажу гораздо ближе к прозападным НПОшникам, которые самостоятельного политического багажа не имеют и поэтому более управляемы. Западникам настраивать ее на совершение необходимых Западу действий будет гораздо легче.

- А на социально-экономическом положении в Приднестровье последние события в Кишиневе как-то сказываются?

- За последние недели между Кишиневом и Тирасполем не было каких-то острых ситуаций, которые бы говорили о начинающейся блокаде. Но за последние полтора года после смены власти в Кишиневе были попытки оказания давления на приднестровские банки, попытки заблокировать ввоз некоторых товаров на территорию ПМР.

Посмотрим, какой путь теперь изберет официальный Кишинев. По социально-экономической ситуации в ПМР очень большой удар наносит пандемия, на которую приходится отвлекать большие деньги: речь идет как минимум о 246 миллионах приднестровских рублей, а за 1 доллар США дают 16 приднестровских рублей и 30 копеек. Для нас это очень серьезные цифры. С учетом того, что произошло в Молдове, мы бы хотели развивать прямые отношения между Тирасполем и Москвой, чтобы наше финансово-экономическое сотрудничество многократно усилилось...

Напомним, Приднестровье хоть и считается де-юре Молдавией, но существует в автономном режиме уже 28 лет. После того, как 1990-м году к власти в Кишиневе пришли националисты, они провозгласили курс на выход из СССР и объединение с Румынией. В ответ на это Приднестровье и Гагаузия провозгласили собственные республики.

Весной 1992 года в Приднестровье началась война. Она была прекращена летом того же года после вмешательства 14-й российской армии, которую возглавил прибывший из Москвы Александр Лебедь. После окончания боевых действий было подписано мирное соглашение, по которому в регион были введены миротворцы. С тех пор Приднестровская Молдавская республика де-факто независима, у нее свой президент, парламент, свои вооруженные силы и милиция. Есть и своя валюта – приднестровские рубли.

Во времена СССР на территории Приднестровья были сосредоточены ведущие предприятия Молдавии, что позволило региону сравнительно неплохо себя чувствовать в «лихие 90-е». Коммунальные платежи там и сегодня ниже, чем в Молдавии. У местных жителей есть паспорта ПМР. Но, поскольку по ним нельзя выехать за пределы республики, они обзаводятся и вторым гражданством – Молдавии, Украины или России. Причем граждан Молдавии – меньшинство.

И вообще, основа местного населения – это русскоговорящие жители, потому всякие национальные перекосы их отталкивают. До последнего времени жителей республики вполне устраивала их обособленная жизнь – с советскими памятниками, ценами, сервисом... Проблемы стали возникать, когда в 2014 поменялась власть на Украине и границы с Приднестровьем были перекрыты. Республика оказалась фактически в блокаде. Но даже в этих условиях жители полагают, что у них жизнь стабильнее, чем в Молдавии. И к объединению не стремятся. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру