«Сомневаюсь, что Кабул падет»

Востоковед назвал преувеличенными «успехи» талибов в Афганистане

Президент США Байден выступил с программными заявлениями по афганской войне и заявил, что американская военная миссия в Афганистане завершится 31 августа. Глава Белого дома пообещал, что не будет посылать на войну в этой стране «еще одно поколение американцев». Эксперт оценил воздействие ухода Соединенных Штатов на ситуацию в регионе.

Востоковед назвал преувеличенными  «успехи» талибов в Афганистане

Из слов Байдена следует, что он решил обеспечить вывод американских сил с афганской земли с опережением ранее определенного графика. Еще совсем недавно президент Соединенных Штатов утверждал, что к 11 сентября военнослужащие США покинут воюющую страну. Но на этой неделе Пентагон объявил, что более 90% операции по выводу сил уже завершено.

Байден сообщил, что высокопоставленные представители министерства обороны сказали ему, что быстрое перемещение сил является наиболее эффективным методом обеспечения безопасности американских военнослужащих, и президент отметил, что до сих пор в процессе вывода войск среди них не было потерь.

«В этом контексте скорость — это безопасность», — констатировал Джо Байден. И действительно, на прошлой неделе американские военные очень быстро, посреди ночи, эвакуировались со своей главной авиабазы ​​Баграм, к северу от Кабула, даже не оповестив об этом своих афганских коллег.

«Ходили слухи, что американцы могли уйти из Афганистана вообще к 4 июля, – комментирует востоковед, директор Аналитического центра Российского общества политологов Андрей Серенко. – Думаю, что американцы играют с датой вывода войск не потому что физически надо кого выводить – по большому счету этот процесс уже завершен. Просто идет активный политический процесс, торги с Пакистаном, с талибами (движение «Талибан» в России признано террористической запрещенной организацией), со странами региона. Все, что происходит сейчас в Афганистане с перечислением уездов, которые то берут талибы, то у них отбивают – это все очень увлекательно. Но не там происходят главные события, связанные с «афганской игрой».

Они происходят на периметре этого конфликта, и американцы ищут инструменты давления на Пакистан, после выхода из Афганистана у США будут более развязаны руки, чем сейчас. Пакистанцы это понимают. Стоит упомянуть заявление пакистанского премьер-министра Имран Хана, который некоторое время назад публично сказал, что важно до вывода американских войск найти формулу мирного урегулирования афганского конфликта, либо усадить его участников за стол переговоров, либо обозначить заметное снижение насилия. Если рассматривать заявление Байдена в привязке к заявлению Имран Хана, то можем сказать, что американцы сокращают дедлайн для пакистанцев, показывая, что искать формулу мирного урегулирования им надо не до 11 сентября, а как минимум на две недели раньше. То есть это инструмент давления на Исламабад, чтобы они пошевеливались со своими инициативами».

Заявления и действия Байдена по Афганистану ставят немало вопросов. «Возможно, – пишет в колонке издания POLITICO Рич Лаури, – афганское правительство и его силы окажутся более устойчивыми, чем многие ожидают, но если страна продолжит движение к хаосу или, что еще хуже, «Талибан» быстро захватит Кабул, решение президента Джо Байдена вывести оставшиеся силы США будет выглядеть дилетантским, непроизвольной ошибкой человека, гордящегося своим внешнеполитическим опытом и проницательностью. С противодействием его высшего военного руководства и убедительными предупреждениями о том, что Кабул может пасть в течение нескольких месяцев после вывода войск, Байден в любом случае пошел на это на основании того, что его помощник назвал «внутренним чутьем». Пока есть признаки того, что президенту было бы лучше прислушиваться к своим военным советникам, чем к своей интуиции».

Как отмечает в своем комментарии Андрей Серенко, по большому счету то, что происходит сегодня – результат десятилетний усилий: «Американцы в 2010 году поняли, что военным путем этот вопрос не решить, начали искать пути переговоров с талибами, появился офис в Дохе, американцы начали питать иллюзии, что в пику радикальным талибам существуют «умеренные» талибы, с которыми можно договариваться. Не очень отдавая отчет, что и те, и другие контролируются пакистанской разведкой. И что договариваться надо с руководством пакистанской армии об урегулировании в Афганистане».

Перед выступлением президента Байдена пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, говоря о запланированном выводе войск, признала: «У нас не будет момента, когда говорят «Миссия выполнена» в этом отношении. Это 20-летняя война, которая не была выиграна».

Как отмечает The Guardian, это замечание Джен Псаки было воспринято как отсылка к печально известной речи президента Джорджа Буша-младшего «Миссия выполнена», произнесенной в 2003 году с палубы американского авианосца. Тогда глава Белого дома объявил, что «основные боевые операции в Ираке завершены». Последующие 18 лет кровопролития в арабской стране опровергли бушевский оптимизм.

«Американцы не считают свою афганскую миссию законченной, – комментирует Андрей Серенко. – Переформатирование ее происходит не в первый раз. За 20 лет реализации афганского проекта американцы несколько раз меняли цели своей миссии. Когда в 2001 году они пришли в Афганистан, целью была операция возмездия за теракты 11 сентября. Цели вторгнуться в Афганистан и свергнуть талибов поначалу не было. Вторжение произошло потому, что талибы не выдали Усаму бен Ладена и организаторов терактов 9/11, которых обоснованно подозревали американцы. Целью было наказание «Аль-Каиды» (запрещенная в России террористическая организация), разрушение ее находящейся на афганской территории инфраструктуры и уничтожение Усамы бен Ладена. И эту цель американцы выполнили на отлично.

Но когда американцы вступили в Афганистан, они начали решать другие задачи, занявшись строительством афганского государства. Эту цель они тоже с грехом пополам, но в целом выполнили. Было построено, может быть, несовершенное, слабое, коррумпированное государство – но произошел возврат Афганистана в число нормальных государств. Эту задачу США выполнили на «четверку».

А вот со следующей задачей – борьба с «Талибаном» – американцы не справились. И справиться не могли, поскольку их миссия не предполагала выход за пределы Афганистана. А только уничтожив тыловую инфраструктуру талибов в Пакистане эту задачу можно было реализовать. Собственно говоря, это причина любой неудачи в борьбе с талибами. Их тыл, их лидеры, их сеть подготовки боевиков – все находится в Пакистане, где боевые действия против них не ведутся, а наоборот, пакистанская разведка активно помогает талибам. Сегодня «Талибан» – уже не политическое исламистское пуштунское националистическое движение. По сути дела, сегодня «Талибан» превратился в инструмент гибридной войны, которую пакистанское военное руководство ведет против Афганистана и афганского правительства.

И эта миссия по борьбе с талибами у США провалилась».

Афганистан давно уже превратился для Америки в «чемодан без ручки: нести трудно, бросить жалко». И Джо Байден признал, что продолжение военного присутствия в этой стране для Соединенных Штатов будет означать дополнительные потери и издержки. Президент напомнил, что 2448 американцев были убиты на войне в Афганистане, еще 20 722 были ранены и многие вернулись домой с серьезными травмами – как физическими, так и психическими.

«Я не пошлю еще одно поколение американцев на войну в Афганистане без разумных ожиданий достижения иного результата, — сказал президент США. – Мы пришли в Афганистан не для строительства нации. И это право и ответственность только афганского народа — решать свое будущее и то, как он хочет управлять своей страной».

Американский лидер пообещал, что Штаты «продолжат оказывать гражданскую и гуманитарную помощь» Афганистану, в том числе защищая права женщин и девочек этой страны.

Возникает вопрос, не могут ли США вновь вмешаться в афганский конфликт, если правительство в Кабуле окажется на грани падения под ударами талибов? Например, прийти на помощь правительственным силам, применяя ракетно-бомбовые удары или отправляя группы спецназа.

«Не исключаю, что может быть и такой и даже еще более радикальный вариант, – считает Андрей Серенко. – Понимаете, завершается одна война. И это не значит, что не начинается война другая, просто с уже иной конструкцией. Сегодня идет речь о не только о том, чтобы принять формулу мирного урегулирования – возможно, американцы просто переформатируют свое присутствие в регионе, чтобы продолжить участие в конфликте, но уже с более выгодной для себя позиции»

Помимо возвращения своих войск после самой продолжительной войны Америки перед Байденом стоит проблема – что делать с афганскими переводчиками и другими местными жителями, которые тесно сотрудничали с американцами в последние два десятилетия. Теперь их жизни оказываются в огромной опасности – ведь боевики считают их «предателями». Джо Байден заверил, что те, кто помогал американским войскам, будут защищены Америкой, – но удастся ли защитить всех? Особенно сейчас, когда отряды талибов ведут наступление по всей стране, захватывая уезды и города в различных провинциях.

«Конечно, история с вывозом на Запад афганских переводчиков, людей, которые помогали американцам в технических вопросах, очень важна, – считает Серенко. – Можно, конечно, вывезти переводчиков – это гуманитарная и союзническая обязанность. Но для американцев возникает гораздо более актуальная проблема защиты и сохранения своей агентурной сети в Афганистане, которая позволит получать информацию после ухода из этой страны главных баз американской разведки. Это главная задача, о которой сегодня вслух не говорится».

В целом же, по словам эксперта, разговоры о том, что Афганистан вот-вот падет под ударами талибов, не соответствуют действительности: «Да, талибы берут под контроль уезды. Да, более 100 уездов захвачено ими. Но они так и не взяли пока ни одного крупного города, а именно там сейчас живет большая часть афганского населения.

Афганская война, на самом деле, только началась. Сомневаюсь, что Кабул падет. Талибы не в состоянии занять другие большие города, административные центры провинций. И те события, которые происходят сегодня – это еще не конец. То, что мы видим на севере Афганистана – это сезонное обострение. И талибы демонстрируют не только свои возможности, но и пределы этих возможностей. Да, они захватили много, но больше взять не могут. То, что они проглотили – это на сегодня все. Это очень интересный сигнал. Талибы с пакистанцами бросили в это летнее наступление все силы. Значит, большего у них нет. Так что говорить о неминуемом крахе, о немедленном бегстве, о том, что всех нужно спасать, преждевременно».

Читайте материал «США проиграли талибам: уход из Афганистана напоминал бегство»  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру