Гражданская война в Афганистане продолжается. «Талибан» одновременно ведет бои с силами сопротивления, скрывающимися в районе Панджшерского ущелья, и рядом конкурирующих исламистских группировок. Местные источники практически ежедневно сообщают о перестрелках и терактах, которые происходят по всей территории Афганистана, включая столицу страны Кабул.
Главным врагом талибов остается группировка «Вилайет Хорасан» (признана террористическим и запрещено в РФ) – местный филиал ИГИЛ (признано террористическим движением и запрещено в РФ). Боевики ИГИЛ нападают на патрули «Талибана», убивают рядовых членов и полевых командиров. Талибы отвечают масштабными репрессиями и казнями возможных сторонников соперничающей группировки.
В пятницу, 8 октября, на севере Афганистана произошел масштабный теракт. Боевики атаковали шиитскую мечеть города Кундуз во время пятничной молитвы, на которую традиционно собирается большое количество верующих. По самым предварительным оценкам, в результате взрыва погибли не менее ста человек, сотни получили ранения.
Как отметил в беседе с «МК» военный эксперт Алексей Валюженич, за нападением могут стоять как боевики «ИГ», так и радикально настроенные члены «Талибана», преследующие "вероотступников"».
– Неслучайно целью атаки стала шиитская мечеть. Это местное мусульманское меньшинство. Особенно в районе Кундуза. Пару лет назад публиковали фотографию школьного класса в одном из шиитских районов Афганистана. Из двадцати примерно первоклассников до второго года обучения дожили человек 5-6. Что талибы, что боевики ИГИЛ одинаково выступают против мусульман-шиитов и считают их вероотступниками. Нападениям традиционно подвергаются шиитские мечети во время молитвы, шествия и церемонии. Поэтому организаторами атаки могут быть как новые афганские власти, так и их противники.
– А какую цель могут преследовать нападавшие?
– Вне зависимости от того, кто организовал нападение, цель может быть только одна: запугивание части населения. Ну и банальный геноцид, борьба за «истинную веру» путем истребления всех «неверных». Когда «Талибан» шел к власти, его руководители гарантировали всем свободу вероисповедания, даже защищали шиитские шествия от возможных нападений. Но время идет, больше им не нужно поддерживать образ демократических борцов за независимость. Не исключено, что за нападением стоит какой-нибудь местный особо радикальный командир, которому руководство в Кабуле попросту не указ.
– А может быть, что теракт – дело рук ИГ?
– Вполне. Правда, у них и без того сейчас полно проблем. Талибы прижимают, укрытия нет... Им сейчас врагов новых заводить не с руки. Хотя, конечно, с них станется. Понять логику радикала порой невозможно от слова «совсем». Опять же, может, это своего рода послание талибам. Мол, не удалась ваша политика терпимости. Ну и послание радикально настроенным афганцам тоже: мол, власть «Талибана» отказалась от борьбы за «правое дело», а мы продолжаем, присоединяйтесь к нам. Что-нибудь в этом ключе.
В любом случае происходит совершенно закономерная вещь. К власти пришли радикалы, а значит, впереди – анархия и истребление инакомыслящих. Этот теракт – не исключение, а скорее продолжение внутриисламской борьбы в Афганистане.
Читайте материал «Я поседела»: история побега Гул Афруз от талибов на автобусе»