Армия Алжира раскрыла военные секреты: какова роль России

Как местные вооруженные силы обеспечили стабильность в стране

С началом «арабской весны» в 2011 году регион Ближнего Востока и Северной Африки стал главным поставщиком новостей на военную тематику. В ряде стран региона до сих пор не стихают гражданские войны, правительства сменяют друг друга, иногда по нескольку раз в год. Но есть страны, которые сумели избежать кровопролития и насилия. Одна из них - Алжирская Народная Демократическая Республика. И произошло это исключительно благодаря вооруженным силам, которые не только подавляют попытки террористов дестабилизировать ситуацию в стране, но и гарантируют безопасность страны от возможного вторжения извне. Так в чем же секрет алжирской военизированной стабильности и какую роль играет военно-техническое сотрудничество Алжира с Россией? 

Как местные вооруженные силы обеспечили стабильность в стране

Служба в песках Сахары

По оценкам ряда авторитетных изданий, армия Алжира - одна из самых сильных в Африке, наравне с армией Египта. И это далеко не пустые слова. В отличие от многих армий мира, алжирские войска регулярно принимают участие в военных действиях, правда - внутри страны.

Некоторые офицеры запаса, которым когда-то довелось служить военными советниками в Алжире, рассказывали про интересную особенность местной армии. Курсанты-алжирцы, окончившие военные училища в Советском Союзе, по прибытии домой помещались на своего рода карантин. Там их отучивали от полученных за время учёбы «вредных привычек» - ругани матом, распития алкогольных напитков и тому подобного.

Говорят, подобное практиковалось в 70-80-е годы. Через советские военные училища прошли тысячи алжирских курсантов - авиаторов, ракетчиков, танкистов.

Советский Союз в свое время оказал решающую поддержку алжирскому Фронту освобождения, что позволило стране завоевать независимость от Франции. С тех пор в вооружённых силах Алжира традиционно очень много офицеров, свободно говорящих по-русски.

Хотя по структуре армия Алжира ближе к французской, чем к советской или российской. Связано это с тем, что многие бойцы Фронта освобождения Алжира послужили во французской армии и при создании ячеек сопротивления использовали имеющийся  у них опыт.

Организационно вооруженные силы Алжира разделены на несколько секторов. Они прикрывают границы с Марокко, Тунисом, Ливией, Нигером и Мали. Служба на любом из трех последних направлений особенно трудна. Во-первых, здесь особенно активны ячейки международных террористических организаций, укрывающиеся в пустынной местности. А во-вторых, даже для уроженцев жаркого алжирского побережья (где проживает подавляющее большинство населения страны) климатические условия службы в пустыне Сахара (арабы называют ее Великая Пустыня) крайне тяжелы.

Для солдат, проходящих службу в этих регионах, на побережье созданы специальные санатории - центры реабилитации. Здесь военнослужащие и члены их семей могут отдохнуть после командировки. Как рассказывают сами алжирцы, приехавшим из Сахары поначалу трудно привыкнуть к тому, что вода может свободно течь из крана. Ведь на границе с Ливией в солдатский паек входит строго лимитированная порция жидкости.

Многие районы несения службы удалены от аэродромов и крупных населённых пунктов, поэтому необходимые для жизни припасы всегда ограничены.

В чем алжирские войска не имеют недостатка, так это в современном вооружении и бронетехнике. С момента обретения независимости от Франции в 1962 году, Алжир закупал военную технику в СССР. Однако в середине «нулевых» годов алжирские власти решили вывести военное сотрудничество на новый уровень.

В рамках масштабной программы модернизации армии Алжир закупил у нас большое количество самой современной техники. Например, танки Т-90, тяжелые огнеметные системы «Солнцепек», истребители Су-30МА, зенитные системы, подводные лодки...

Новые контракты на поставку, ремонт и диагностику вооружений заключаются практически ежегодно. По уровню оснащенности армии современной техникой, Алжир не только опережает всех соседей, но и некоторые государства Европы. По масштабам закупок российских вооружений Алжир уступает только Индии.

Алжирские военные принимают участие в совместных учениях с Вооруженными силами России, а также в Международных армейских играх. В 2021 году именно Алжир стал первой страной Африки, которая приняла на своей территории один из конкурсов игр.

Известно, что местные власти интересуются и другими российскими вооружениями, которые еще не успели пойти в серию. Например, истребителями пятого поколения Су-57. И не только ими.

Тактика борьбы с терроризмом

В конце 1990-х годов, Алжир пережил «темное десятилетие» - эпоху гражданской войны между исламистами и правительственными силами. Жертвами конфликта стали сотни тысяч человек. Были разрушены десятки населенных пунктов, огромный урон понесла экономика страны. И хотя кризис удалось преодолеть, не удивительно, что в Алжире до сих пор действуют крайне жесткие правила безопасности.

В стране ограничено использование иностранных платёжных систем и строго регламентирован обмен валюты. Власти контролируют продажу мобильных телефонов, сим-карт, а также - автомобилей высокой проходимости. В первую очередь, пикапов. Как показал опыт конфликтов последних лет, в руках специалиста такая машина может превратиться в мобильную артиллерийскую установку.

Действуют строгие правила пребывания иностранцев в стране. Делегации и туристические группы передвигаются по Алжиру под охраной и не допускаются в ряд регионов из соображений безопасности. Сопровождением иностранцев занимается одно из самых боеспособных подразделений алжирской жандармерии (аналог нашей Росгвардии) - отряд специального назначения DSI. Он создан по лекалам французского антитеррористического подразделения GIGN. 

Жандармерия зачастую выполняет более сложные задачи, чем военные. Пока армия сосредоточена на охране независимости страны, жандармерия ежедневно занимается поиском и ликвидацией отрядов боевиков. В Алжире действуют ячейки «Аль-Каиды в странах Арабского Магриба» (признана террористическим движением и запрещена в РФ), отряды сепаратистов, укрывающихся в пустынных районах страны и больших городах.

В приграничных районах регулярно устраиваются полномасштабные облавы на скрытые ячейки террористов. Традиционно военные блокируют все трассы, ведущие в оцепленный регион, создают несколько колец.

Местным жителям выдают инструкции по правилам поведения, где указаны маршруты временной эвакуации из потенциально опасного района. Затем в действие вступают отряды жандармерии, которые проверяют жилые и хозяйственные постройки, ищут тайники с оружием в пещерах и тоннелях, вырытых радикалами. При необходимости, жандармы могут вызвать армейскую авиацию и бронетехнику.

Для антитеррористических операций в резерве армии Алжира созданы отряды быстрого реагирования. Они базируются на военных аэродромах, рассредоточенных по всей территории страны.

По тревоге несколько сотен бойцов могут быть доставлены в любой район страны в течение одного-двух часов. Эта система оттачивалась в Алжире на протяжении десятков лет борьбы с терроризмом и показала себя с самой лучшей стороны.

Внешние угрозы

Многие могут сказать, что для борьбы с внутренним врагом отнюдь не нужны такие крупные вооруженные силы, как у Алжира. Вполне достаточно сильной полиции и жандармерии. К примеру, зачем нужны истребители, если радикалы не имеют своих военных самолетов? К чему сотни танков, современные системы ПВО и другое вооружение, закупаемое местными властями беспрецедентно крупными партиями?

Но руководство страны уделяет большое значение и защите ее независимости от внешних посягательств. Алжирцы не хотят повторить судьбу соседней Ливии.

Располагая большими запасами полезных ископаемых, алжирцы всерьез опасаются, что их национальное достояние может приглянуться кому-нибудь из стран Европы. Именно так в свое время произошло с режимом Каддафи в Ливии и именно такого сценария призвана не допустить алжирская армия.

Очевидно, что в одиночку Алжир вряд ли сможет отбить полномасштабное вторжение, однако эта задача и не ставится. Достаточно нанести вероятному противнику неприемлемый для него урон.

Это далеко не единственная угроза извне. Алжир традиционно выступает с антиизраильских позиций, на протяжении десятилетий поддерживая палестинское сопротивление. Этих убеждений придерживаются не только члены правительства, но и многие рядовые граждане.

На Олимпийских играх в Токио алжирский дзюдоист Фетхи Нурин отказался от поединка с израильским спортсменом. За это Нурин был дисквалифицирован и лишен права выступать на соревнованиях. Однако на родине спортсмена встретила не критика, а толпы благодарных фанатов, оценивших его поступок.

С давних пор алжирские добровольцы принимали участие в арабо-израильских войнах. В их числе - нынешний командующий вооруженными силами Алжира Саид Шангриха. Ему не так давно исполнилось 76 лет. Генералы, прошедшие арабо-израильские войны до сих пор пользуются среди солдат и младших офицеров уважением, даже несмотря на возраст.

В Алжире крайне резко отреагировали на новости о том, что соседнее Марокко нормализует отношения с Израилем. Согласно заявлению алжирского правительства, израильские спецслужбы используют территорию Марокко в качестве плацдарма. В связи с этим страны разорвали дипломатические отношения, направив к границе крупные армейские соединения. Алжирцы презрительно называют марокканцев «махзин», попросту - «торгаши», полагая, что мужчины из этого народа не могут быть хорошими солдатами.

Многие местные военные публицисты полагают, что вероятный военный конфликт с Марокко - одна из главных внешних угроз безопасности Алжира. Обе страны имеют друг к другу территориальные претензии, причем в последние годы отношения еще больше обострились.

На ежегодных военных учениях Алжир традиционно отрабатывает несколько сценариев, один из которых предполагает военное вторжение со стороны Марокко. По плану учений противнику нужно дать войти вглубь территории страны, а затем - окружить его и уничтожить наступающую группировку.

Первостепенное значение уделяется ударным группам танков Т-90 и вертолетам Ми-28, действующим против армейских колонн противника. Делая ставку на российскую военную технику, с одной стороны, и на собственный опыт - с другой, Алжир в очередной раз подтверждает военную максиму: «Хочешь мира - готовься к войне».

Пока алжирской армии удается защитить мир, даже перед лицом самых разнообразных угроз изнутри страны и за её пределами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру