Эксперт предрек Байдену после России конфликт с Китаем

«Я думаю, что меры могут быть и жёсткими»

Тревожно сегодня не только в Европе, но и в Тихоокеанском регионе, где снова сталкиваются интересы США и Китая. МИД КНР официально предупредил о возможной угрозе полномасштабной конфронтации с США. Следует ли опасаться этого «последнего китайского предупреждения»?

«Я думаю, что меры могут быть и жёсткими»

О том, что происходит сегодня между Соединёнными Штатами и Китаем, и как этим может воспользоваться Россия, особенно в контексте признания ДНР и ЛНР, мы поговорили с доктором политических наук Владимиром Петровским, ведущим научным сотрудником Института Дальнего Востока Российской Академии Наук.

Глава МИД Китая Ван И в телефонном разговоре с госсекретарем США Энтони Блинкеном отметил, что заявления «некоторых официальных лиц» в Вашингтоне провоцируют обострение отношений между двумя странами.

«Китай еще раз призывает Соединенные Штаты предпринять конкретные действия для выполнения обязательств, взятых на себя президентом Байденом», — говорится в сообщении.

«Между Китаем и США существуют и конкуренция, и сотрудничество, и мы не можем просто использовать конкуренцию для определения двусторонних отношений. Некоторые официальные лица США выступают за долгосрочную и ожесточенную конкуренцию с Китаем, которая, вероятно, перерастет в полномасштабную конфронтацию между Китаем и США. При этом Ван И подчеркнул, что Пекин готов строить диалог с США «на основе трех принципов: взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества».

- Владимир Евгеньевич, как следует понимать это заявление китайского МИДа?

- Подобное предупреждение со стороны Китая означает, что Китай действительно озабочен тем, что Соединенные Штаты пытаются нарушить так называемые «красные линии» безопасности. Китай обрисовал, что эти линии есть и переходить их не надо. К примеру, не надо слишком сильно поддерживать Тайвань. Это была часть договоренностей между США и Китаем. Но сейчас именно Соединенные Штаты пытаются их почему-то нарушать. И, разумеется, в Китае не может быть другой реакции, кроме той, что мы сегодня наблюдаем. Более того, я бы даже провёл параллель, как Китай отреагировал на провокационные действия Соединённых Штатов, и как это делает Россия.

- Вы имеете в виду происходящее на Украине?

- Мы же видим, как Украину прямо подталкивают к тому, чтобы начать вооружённые действия против России. Это полное безумие. Но ситуация симметрична. И при этом Россия говорит Соединённым Штатам, Китай говорит Соединённые Штаты, что не надо переступать «красные линии».

- Это предупреждение можно считать «чёрной меткой» в сторону Америки?

- Совершенно верно. Но все это происходит в дипломатической плоскости. Никаких военных мер здесь нет. Это важно, что наши страны пытаются, что называется, образумить Соединенные Штаты, чтобы они не залезали слишком далеко, туда, куда залезать вообще не надо.

- А если США не услышат? Как Китай может на них воздействовать, не воевать же?

- Я думаю, что меры могут быть и жёсткими. Конечно, не бомбардировки и обстрелы, но серьёзная реакция в виде контрсанкций, в виде каких-либо ограничений на политические контакты между США и КНР, вполне могут последовать. И, собственно, Соединённые Штаты должны были этого ожидать.

- Но ведь сами США тоже вводят санкции против Китая?

- Да, они вводили самые разные санкции, потом их частично отменяли, частично восстанавливали. При этом Китай применял свои контрсанкции, начиная с высылки неугодных лиц. Это путь обоюдоострый. По нему можно зайти очень далеко, но сейчас китайцы прямо заявляют: послушайте, мы не хотим! давайте образумимся, остановимся и обсудим все, что происходит. По сути Китай предлагает Соединённым Штатам создать механизм урегулирования разногласий. Естественно, противоречия есть и они никуда не исчезнут, но надо научиться их обсуждать. Мне кажется, это вполне разумно.

Тем не менее, США все нипочём, насколько я помню, они даже несколько раз нарушали территориальную целостность Китая в Южно-Китайском море.

Там была сложная ситуация - «серая зона». Когда американские военные корабли входили в территориальные воды, которые Китай считает своими. Возникало много таких конфликтных ситуаций, при этом следует понимать, что США сами неоднократно шли на эти нарушения. Ну не трогайте Китай - и вам ничего не будет. Нет, надо все время что-то делать и потом ждать ответной реакции, сам Китай и обвиняя. Мне кажется, это ещё и вопрос политической ментальности. Хотя, если, как говоришь, желаешь мира, возможно, стоит воздерживаться от подобных провокаций? Но США почему-то идут по другому пути.

- Кстати, Пекин также поддерживает российские требования о нерасширении НАТО?

- Да, конечно. Мы помним совместное заявление 4 февраля во время визита Владимира Путина в Китай, в рамках которого Пекин поддержал российские требования по нерасширению НАТО. Китай согласился с тем, что НАТО расширять не надо. Это очень важный пункт общей политической философии для наших стран.

- А то, что произошло вчера с ДНР и ЛНР, очень далеко от интересов Китая? Он может как-то выразить своё отношение к случившемуся?

- Я думаю, что в этом случае Китай как раз будет проявлять максимальную осторожность. Он следует позиции, что процессы урегулирования ситуации вокруг вооруженного конфликта должны быть, прежде всего, дипломатическими. К тому же Китай неоднократно заявлял о том, что поддерживает Минские соглашения.

К сожалению, вчера Минские соглашения приказали долго жить…

- Да, по факту. Но я не думаю, что Китай прямо сейчас вдруг начнёт придерживаться другой позиции. Дело не в том, что он скажет или не скажет, а в том, что Соединённые Штаты готовятся вводить новые санкции. Это означает, что против китайских банков, которые сотрудничают с Россией по коммерческим проектам, они тоже чисто теоретически могут их объявить. Это достаточно сложная ситуация, в том числе и для самого Китая. Поэтому, я думаю, в ближайшем будущем мы станем наблюдать какое-то балансирование, желание сохранить существующее положение вещей. Хочу напомнить, что тот же Китай до сих пор не признал и принадлежность Крыма к России. У Китая есть своя политика: пусть все сядут за стол переговоров. Так кто ж с этим спорит? Давайте! Россия всегда к этому готова. Позиция Китая с одной стороны безупречна, но с другой - предельно политически осторожна. В принципе Китай боится так называемых вторичных санкций, которые могут быть очень для него болезненными. И при этом он не хочет портить отношения с Россией. Он словно на чаше весов, которая может колебаться много раз не только в течение дня, но даже в течение одного часа.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру