Повелители дронов: как их учат в воронежской академии ВВС

В главном военном авиационном вузе страны рассказали, почему победа в воздухе куется на земле

«Я бы в летчики пошел, пусть меня научат...» Кто из нас в детстве не представлял себя в небе за штурвалом самолета. Профессия летчика окружена ореолом романтики. А ведь это еще и тяжелый труд. Корреспондент «МК» накануне Дня защитника Отечества побывала в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина в Воронеже и посмотрела, как готовят будущих асов.

В главном военном авиационном вузе страны рассказали, почему победа в воздухе куется на земле
Фото: MIL.RU

Альма-матер военной авиации

Вообще-то академия, которая не так давно на воронежской земле объединила десять военных вузов, имеет более чем вековую историю. Сегодня вуз расположен в городе воинской славы, по обе стороны Воронежского водохранилища. Мое знакомство с ним началось с военного городка №2, расположенного на левом берегу.

Начальник Военного учебно-научного центра генерал-полковник Геннадий Зибров в числе главных задач вуза назвал такие: подготовка высокопрофессиональных военных кадров, проведение научных исследований в интересах Воздушно-космических сил, изучение новых образцов вооружения, военной техники и их испытания.

Академия — огромное учебно-научное объединение: только в столице Черноземья 15 факультетов, 70 кафедр, научно-исследовательский испытательный институт радиоэлектронной борьбы, два научно-исследовательских центра. А еще — кадетский корпус, две авиаэскадрильи. Есть у академии филиалы в Сызрани и Челябинске.

В Воронеже готовят профессионалов по всем без исключения военным авиационным специальностям. Авиационные кадры куют не только для родных ВКС и других силовых ведомств России, но и для дружественных иностранных государств. Авиационные науки постигают здесь более 800 иностранных военнослужащих из 46 государств, в том числе, конечно, из союзных армий стран ОДКБ.

Повелители дронов

Современную армию не представить без боевой авиации. В конфликтах последнего времени именно она обеспечивала победу. Новый тренд — авиация беспилотная. С учетом этого в академии создали факультет беспилотной авиации, организовали кафедры. Преподаватели обучают будущих операторов дронов. Вместе с сопровождающим офицером мы заглянули в одну из учебных лабораторий.

В небольшом помещении четверо курсантов сосредоточенно вглядываются в мониторы компьютеров. Начальник кафедры робототехнических комплексов и систем воздушного базирования, доктор технических наук полковник Игорь Ищук пояснил, что к чему. Оказывается, будущие операторы учатся обнаруживать объекты противника с помощью беспилотного летательного аппарата «Форпост».

Курсанты учатся наводить на обнаруженные цели свою артиллерию. Стандартный расчет, другими словами — боевая единица беспилотной авиации, состоит из трех человек: оператор управления, оператор наблюдения и дешифровщик.

Мне все происходящее напомнило компьютерную игру. Хотя, конечно, у курсантов задача самая серьезная. Не зря они ни на секунду не отрывались от мониторов. Вот вражеский танк затаился среди построек. Супостат наверняка задумал что-то недоброе. Задача будущих офицеров — найти и уничтожить неприятеля, чтобы тот не успел причинить какой-либо вред. Меньше чем за минуту беспилотный разведчик находит цель и передает ее координаты. Считаные секунды занимает наведение артиллерии на цель, огонь, и вот уже подбитая железная громадина залита огнем.

Во время игры в такой момент на экране монитора обычно появляется надпись «Game over». Лица курсантов расплываются в довольной улыбке.

Младший сержант Вадим Лысов, курсант факультета беспилотной авиации, рассказывает, что профессию военного выбрал по примеру деда, так как очень хотел продолжить военную династию. А выбор специальности обусловил интерес именно к беспилотной авиации.

— Мне нравятся беспилотники, нравится управлять ими. С детства увлекался радиоуправляемыми машинками, вертолетами и самолетами, — делится молодой человек.

Учится в одном из самых престижных военных вузов. Вадиму очень нравится. Жизнь в казарме и дисциплина, по мнению парня, — только на пользу. Все внимание сконцентрировано на учебе.

— Трудно было, пожалуй, только в самый пик коронавирусной пандемии, когда мы сидели без увольнений, — делится Вадим. — В обычное время увольнительных по выходным вполне хватает. Отличникам еще разрешают по четвергам выходить в город. Так что есть стимул к хорошей учебе.

Юноша рассказал, что родные его решение в выборе учебного заведения поддержали полностью.

— Мама, конечно, немного волновалась поначалу, на то она и мама. Но сейчас уже успокоилась...

На мой вопрос, куда бы Вадим хотел попасть служить после окончания учебы, парень искренне отвечает, что большой разницы для него нет. Ведь главное это не место, а те люди, которые будут тебя окружать, и задачи, с которыми придется столкнуться. В планах на будущее у парня — не останавливаться на достигнутом и постоянно повышать уровень профессионализма. А еще, конечно же, он мечтает о простом человеческом счастье, о поддержке близких людей и добиться успехов в своем деле.

Авиационные инженеры

Следующая учебная точка — факультет летательных аппаратов, авиационного и радиоэлектронного оборудования, систем вооружения. Начальник этого крутого факультета полковник Сергей Маяцкий рассказал, что прямо сейчас мы находимся в учебной технико-эксплуатационной части — по-авиационному в учебной ТЭЧ.

Здесь собраны образцы современной авиатехники для практических занятий. Это именно то место, где будущие авиационные инженеры изучают устройство техники «изнутри».

В ангаре по обе стороны новейшие самолеты — бомбардировщики Су-34 (их ни с кем не спутаешь из-за «утиного» носа), истребители Су-35С, ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 — тот самый «Аллигатор».

Здесь же зал авиадвигателей. Будущие офицеры должны знать «сердце самолета» вдоль и поперек. Обучение самое продвинутое — классы с мультимедийными интерактивными устройствами.

— Курсанты здесь оттачивают навыки по восстановлению и ремонту современных образцов, — пояснил полковник. — Это им пригодится на службе. Лейтенантам будет проще адаптироваться в войсках.

Виртуальный полет

Постепенно мы добрались до самой, на мой взгляд, интересной части — учебно-тренажерного комплекса. Это непременный этап подготовки летчика, перед тем как отправить его в реальный полет.

Начальник комплекса подполковник Вячеслав Литвиненко раскрыл особенности виртуального полета.

— Одна из самых современных моделей — тренажер бомбардировщика Су-34 и тренажер вертолета Ми-8, — уточнил подполковник.

Отказываться от предложения попробовать себя в качестве военного летчика, конечно же, и не подумала. Напротив, очень хотела «полетать».

Впечатление от полета на тренажере вполне сравнимо с погружением в виртуальную реальность. Вроде бы головой понимаешь, что сидишь на одном месте, как говорится, перемещаешься с «нулевой скоростью», но стремительно бегущий панорамный обзор заставляет твой организм прочувствовать всю прелесть полета.

В завершение мне даже дали «порулить» крылатой машиной и попробовать выполнить несколько фигур пилотажа. «Бочка», «петля», «штопор»… Представляю, что испытывают при этом настоящие пилоты, если даже после кресла тренажера голова у меня кружилась так, что с трудом могла удержать равновесие.

■ ■ ■

Вообще традиции в академии очень чтут и поддерживают. Есть свой музей, а также два воинских храма. Удалось поговорить с иереем Сергием Улановым. Он помощник начальника академии по работе с верующими военнослужащими и настоятель храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Храму больше ста лет. Был в его истории и темный период — в советское время здание церкви со снятыми маковками и крестами использовалось совсем не под церковные нужды. Восстановили храм только в 2010 году. С тех пор богослужения в нем проходят регулярно. Как рассказал иерей Сергий, храм очень востребован. Еще один воинский храм Святителя Николая Мир Ликийских построили в другом городке академии.

Уже прощаясь с начальником академии, я невольно стала свидетельницей, как сотни статных парней в едином порыве чеканили шаг на плацу академии. Зрелище поистине завораживающее. От монолитного шага «коробок» ощущалась дрожь земли. Как все это выдерживает асфальт, для меня осталось загадкой. Геннадий Зибров не без гордости рассказал, что каждый год 9 мая в сводном парадном расчете ВКС России по главной площади страны маршируют курсанты и офицеры академии, а подготовка к Параду Победы всегда проходит основательно и начинается заблаговременно еще в Воронеже.

На самом деле в академии еще очень много всего интересного. Как откровенно признались сами офицеры: «Одного дня, чтобы все посмотреть, не хватит». Я уж не говорю про секретные кафедры и лаборатории. Но, как бы ни хотелось остаться, время неумолимо бежит вперед, а значит, пора говорить: до свидания, авиационная альма-матер. Счастливого полета!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28731 от 23 февраля 2022

Заголовок в газете: Академия ВВС: полет нормальный

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру