После референдума в Казахстане Токаеву открылось «окно возможностей»

«Неудавшийся январский переворот дал ему шанс резко направить страну к реформам»

Референдум в Казахстане состоялся: при почти 70-процентной явке 77% голосов избиратели одобрили новые поправки в Конституцию страны. Официально утверждается, что таким образом республика перестает быть суперпрезидентской, что предполагает сокращение роли президента в Казахстане. В то же время поправки говорят немного о другом, а сам глава государства Касым-Жомарт Токаев собирается приступить к «построению нового Казахстана». Насколько реально изменились президентские полномочия и какими возможностями для изменений в Казахстане теперь обладает Токаев, «МК» поговорил с экспертами. 

«Неудавшийся январский переворот дал ему шанс резко направить страну к реформам»

Новые поправки в казахстанскую Конституцию в некоторых аспектах сокращают влияние президентской власти. Например, президентская квота в Сенате сокращается до десяти представителей. А без согласования с Сенатом президент не сможет назначать кандидатуры на посты председателей Конституционного совета и Высшего судебного совета. Родственникам же президента теперь отрезан путь в большую политику. Становится очевидным, что таким влиянием в стране, как ранее Назарбаев, Токаев обладать не будет.

Однако с полнотой власти президента Казахстана дела обстоят не так просто, как может показаться на первый взгляд. Поправки и проведение референдума могут только укрепить легитимность Токаева, что позволит ему и дальше проводить свою политическую линию, пользуюсь поддержкой снизу. Окончательное отстранение от государственных дел Назарбаева и его семьи тоже благоприятствует возможностям действующего президента.

О том, насколько изменится президентская власть в Казахстане после референдума и как теперь будет действовать Токаев, «МК» рассказали эксперты.

Глава фонда Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев:

— После внесения поправок Казахстан останется президентской республикой. Президент по-прежнему назначает судей, по-прежнему влияет на парламент, по-прежнему выдвигает кандидатуры областных губернаторов. Поэтому нельзя сказать, что значительно ослабилась президентская вертикаль. По таким инструментальным вещам, которые оказывают влияние на формирование элиты, президентские полномочия нисколько не уменьшились. Президентская власть в стране осталась преобладающей.

Эксперт считает, что все прежние возможности по реализации своих планов у Токаева сохраняются. «Эта реформа была сделана для большего упорядочивания, чтобы убрать совершенно неэффективные изменения в предыдущей редакции Конституции. Концептуально в плане президентских полномочий ничего не изменилось. 

Нужно ещё отметить, что Казахстан – унитарное государство, и по населению страна не очень большая. Решения реализовываются быстро, а у региональных элит нет возможности менять нормы под себя».

Эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов также считает, что поправки в Конституцию не уменьшили полноту власти Токаева, который обладает достаточными возможностями для проведения реформ: «Изменения в Конституции не коснулись тех полномочий Токаева, которые, скажем, позволяют ему вернуть в собственность страны недвижимость и перераспределить структуру активов.  Это серьёзная задача, и он будет её решать. 

В первый день после референдума Токаев создал Межведомственную комиссию для возврата незаконно вывезенных за рубеж активов лицами, в первую очередь приближенными к семье Назарбаева. Это говорит о том, что Токаев ставит перед собой весьма амбициозные задачи. Одна из них даже определена поправками в Конституцию. 

Например, раньше земля и её недра принадлежали государству, а теперь они принадлежат народу. А это большая разница: то, что раньше принадлежало государству, означало, что все это принадлежат правящей семье. Теперь они становятся народной собственностью. 

Токаев стремится избавиться от оков, которые его сковывали, когда у власти вместе с ним находился Назарбаев. Для Токаева открывается «окно возможностей» для решения тех вопросов, которые тормозились семьей елбасы. 

Но ему будет сложно осуществить свои реформы. Необходимо сбросить груз наследия, отягощающий движение к реформам. Назарбаев был великим лидером, но в последние годы Казахстану нужны были изменения, поскольку страна погрязла в коррупции и непотизме. Вот этим и должен будет заниматься Токаев. Неудавшийся январский переворот дал ему возможность резко направить страну к реформам — и у него для этого есть достаточно полномочий».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру