Секретный код России: внешняя политика страны наполнилась загадками

Ближайший пример - реакция Москвы на события в Каракалпакии

Всякая форма, как известно, должна соответствовать содержанию, а всякая практика - теории. Ну, в идеале. И, глядя с этой эталонной высоты на российскую внешнюю политику, с огорчением приходится констатировать, что от совершенства мы весьма далеки. Теория сильно отстала от ушедшей вперед практики, полна пробелов и противоречий, отчего многие вещи кажутся непонятными. Ближайший пример - реакция Москвы на события в Каракалпакии.

Ближайший пример - реакция Москвы на события в Каракалпакии
Протесты в Нукусе

"Все, что происходит в Узбекистане, является внутренним делом этой страны", - заявил в понедельник пресс-секретарь президента. "Внутреннее дело, - вторит Дмитрию Пескову неназванный источник РИА Новости в МИД РФ. - Ситуация под контролем. Власти действуют грамотно с уважением к своему народу. Сил не допустить провокаций достаточно".

Такова официальная реакция. Непубличная, по имеющейся информации, исполнена еще больших симпатий по отношению к "грамотным" узбекским властям и, соответственно, антипатий к протестующим. По слухам, всерьез рассматривался вопрос оказания военной помощи Ташкенту в подавлении протестов.

Резоны тут на поверхности: России совсем некстати новый очаг нестабильности в ее среднеазиатском "подбрюшье". Хватает, как договорится, и других забот. На других фронтах. Но этот понятный тактический расчет категорически противоречит провозглашенным нами ранее принципам.

Каракалпакский кейс можно назвать классическим. Некогда Каракалпакия была автономией в составе России, но в декабре 1936 года безо всяких референдумов и прочих утомительных согласительных процедур была передана в состав Узбекской ССР. Передача, как впоследствии выяснилось, не отражала чаяния населения. Но открыто спорить с советской властью тогда было не принято. Наружу спор о статусе республики вышел, когда советская власть вступила в пору своей агонии. И с тех пор не прекращался.

Нынешнее обострение хронического противостояния вызвано, как известно, попыткой властей Узбекистана лишить Республику Каракалпакстан ее завоеваний, достигнутых в начале 1990-х: в проекте новой редакции узбекской конституции отсутствовали положения о суверенитете автономии и ее праве на отделение. Протест против этих новаций принял в Каракалпакии массовые формы, вылился на улицы. В ответ власти применили против протестующих оружие. По официальным данным, в ходе беспорядков погибли 18 человек, пострадали 243.

"Сепаратисты", понятно, называет эти цифры заниженными. Но даже если отталкиваться от них, позиция Москвы все равно вызывает вопросы. Помнится, были случаи, когда значительно меньшее число жертв заставляло российские власти обвинять власти страны имярек в нарушении норм международного права, в подавлении законного права народа на самоопределение.

Тогда никто не говорил о том, что это "внутреннее дело". И тем более, что силовое подавление протестов - проявление уважения к своему народу. Говорили, напротив, о необходимости помочь народу вернуться "в родную гавань" либо обрести самостоятельный, суверенный статус. И тогда казалось, что в этом-то и состоит наша твердая внешнеполитическая линия, не зависящая ни от какой сиюминутной конъюнктуры, ни от какой "текучки". Но как видим, все намного сложнее.

Еще одна очевидная неувязка - более чем спокойная реакция на присоединение к НАТО Финляндии и Швеции. Не подняла ее градус даже идея разместить базу НАТО в финском городе Лаппеэнранта, высказанная его мэром Киммо Ярву. Для справки: Лаппеэнранта расположена всего в 20 километрах от российско-финляндской границы. Расстояние до Санкт-Петербурга по прямой - 170.

Однако по мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, тревожится по поводу своей безопасности должна не Россия, а сами натовские новобранцы: "Размещение баз НАТО не защитит ни Финляндию, ни Швецию. Наоборот. Поставит под удар жителей городов, где будет находиться военная инфраструктура".

А чуть ранее спикер поднял на смех генсека НАТО Столтенберга, заявившего, что Россия, мол, вопреки свои ожиданиям, получит больше НАТО у своих границ: "Рано радуется. Географию в школе не учил. В случае вступления Финляндии и Швеции в блок НАТО у его границ будет больше России". Но согласно той же бравурной логике, ничего страшного для нас не случилось бы и в случае присоединения к альянсу Украины: хуже от этого стало бы Украине и НАТО.

Словом, противоречия налицо. Какие-то злые языки называет это даже двойными стандартами. Будем, впрочем, надеяться, что противоречия эти мнимые, что есть некий ключик к общему пониманию происходящего, некое тайное - пока что тайное - знание, подводящее под все эти частные случаи единую безупречную теоретическую основу. Надо лишь отыскать этот заветный секретный код.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру