Обычно словом «диверсия» называют некие тайные заранее спланированные действия на территории противника во время военных конфликтов. В российском Уголовном кодексе была и есть статья 281, в которой прописаны кары за нечто подобное.
Состав преступления там описан так: «совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации». Минимальное наказание - 10-15 лет лишения свободы. При отягчающих обстоятельствах вроде совершения преступления группой, причинение «значительного имущественного вреда либо наступление иных тяжких последствий» обещается от 12 до 20 лет лишения свободы, а если результатом стала смерть человека - от 15 до 20 лет лишения свободы или даже пожизненное.
Из текста статьи следует, что диверсия, в отличие от теракта, всё-таки ставит главной целью нанесение материального и экономического ущерба, а не устрашение или умерщвление большого количества людей.
Вплоть до последнего времени, как можно узнать из статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ, российским судьям очень редко приходилось рассматривать дела такого рода. За восемь лет, с 2014 по 2021 годы, по статье 281 в стране осудили всего шесть человек, за первое полугодие 2022 года - ещё одного. Причем в 2014-м, 2015-м, 2016-м и 2021-м осужденных по ней не было вовсе.
Вот один из примеров дел такого рода. В 2017 году были задержаны ФСБ и потом осуждены за подготовку диверсий (взрывов) против критически важных элементов инфраструктуры и жизнеобеспечения Крымского полуострова трое. Двое из них получили по 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Действовали потенциальные диверсанты по заданию украинской военной разведки - так говорилось в обвинении, один из них - Дмитрий Штыбликов - заключил сделку со следствием и получил за подготовку к диверсии сначала 5 лет колонии, но потом был осужден ещё и за госизмену дополнительно на 19 лет и 4 месяца лишения свободы…
И вот в правительстве решили, что нынешней трактовки состава преступления под названием «диверсия» недостаточно. В пояснительной записке к внесенному в Госдуму накануне законопроекту говорится, что «с учетом развития биотехнологий» появилась потребность в уточнениях.
«В современных условиях экономическая безопасность и обороноспособность РФ могут быть существенно ослаблены не только путем взрывов и поджогов», разрушающих промышленные предприятия, транспортную или социальную инфраструктуру вроде дорог, мостов, систем водоснабжения, электростанций, «но и посредством преднамеренного выведения из хозяйственной деятельности трудоспособного населения, заражения сельскохозяйственных животных и растений, приведения в негодность пищевых и сырьевых ресурсов, поражения и уничтожения иных компонентов природной среды», утверждает документ.
«Одним из наиболее вероятных способов совершения вышеназванных диверсионных действий может стать использование патогенных биологических агентов (патогенов), вызывающих возникновение эпидемий, эпизоотий и распространение эпифитотий - инфекционных заболеваний растений, охватывающих отдельные регионы либо значительную часть страны, а также посягательство на потенциально опасные биологические объекты, в которых осуществляется деятельность, связанная с использованием патогенов», объясняет правительство.
И предлагает считать диверсией ещё и «нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды» ради подрывы экономической безопасности и обороноспособности России. Наказание - те же 10-15 лет лишения свободы, а от 15 до 20 лет или даже пожизненное давать не только диверсантам, в результате действий которые погибли люди, но и тем, кто покушался на «потенциально опасные биологические объекты» вроде специальных лабораторий или производств или «с использованиям патогенных биологических агентов», ядовитых, отравляющих веществ.
Стоит напомнить, что в конце октября на заседании Совета Безопасности ООН, созванном по инициативе России, её постоянный представитель Василий Небензя рассказывал как раз о потенциальном использовании биологических патогенов. В украинских биолабораториях при участии США в военных целях изучались «возможности распространения опасных инфекций через мигрирующих птиц, в том числе высокопатогенного гриппа и болезни Ньюкасла, и летучих мышей, в том числе способных инфицировать человека возбудителей чумы, лептоспироза, бруцеллеза, а также коронавирусов и филовирусов, которые могут рассматриваться в качестве средств доставки», заявил он.
А ещё, по его словам, на территории Херсонской области российскими войсками было обнаружено три беспилотника, оснащенных емкостями по 30 литров - их можно использовать для распыления биоагентов. И в США запатентован дрон, который может распространять комаров, зараженных опасными вирусами.
Укушенный таким комаром военнослужащий или работник оборонного предприятия не сможет выполнять поставленные перед ними задачи, следовало из выступления представителя РФ, и в «военном отношении это дало бы значительный эффект». Но Совбез ООН решил, что возможности провести проверку и расследование, которые бы подтвердило или опровергло эту информацию России (США и Украина злонамеренный характер исследований отрицают) сейчас нет…
«Принимая во внимание содержание законодательной инициативы и ее направленность на обеспечение общественной безопасности, экономической безопасности и обороноспособности РФ, замечаний и предложений по законопроекту не имеется», - вот и всё, что сказали судьи по поводу правительственной инициативы.
Профильный Комитет по госстроительству и законодательству её ещё не рассматривал.
Но это, похоже, не все нововведения, который планируется внести в УК в связи с ростом угрозы и числа диверсий после того, как Россия начала специальную военную операцию на Украине.
Издание Baza сообщило, что вице-спикер Госдумы Ирина Яровая подготовила законопроект, который призван дополнить кодекс новыми специальными статьями. Одна из них будет карать за «содействие диверсионной деятельности», другая - за «прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности», третья за «организацию диверсионного сообщества и участие в нем». Кроме того, перечень отягчающих наказание обстоятельств в статье 63 УК предлагается дополнить новым: «совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии». По сведениям издания, правительство собирается дать на этот законопроект положительный отзыв. Получить подтверждение этой информации пока не удалось.