Заявлению Вучича об отставке предшествовал жесткий ультиматум Запада

Сербия оказалась в шаге от введения санкций против России

Протесты, поставка вооружений Украине, санкции против России – все это уже привычная тема мировых СМИ. Однако же наиболее драматичная борьба разворачивается между Сербией и «коллективным Западом», которая незаслуженно затуманивается более громкими инфоповодами. В обращении к нации президент страны Александр Вучич все чаще говорит о возможности ухода в отставку, реагируя таким образом на все более агрессивные выпады западных стран в сторону республики. Разбираемся, какие ультиматумы выдвигаются Белграду, насколько возможен сценарий ухода нынешнего главы Сербии со своего поста и как это изменит страну.

Сербия оказалась в шаге от введения санкций против России

«Я живу для страны, я солдат страны, и я сделаю то, что будет государственным интересом в определенный момент», – так звучала часть обращения Александра Вучича к нации, в которой он не исключил своего ухода в отставку. По словам лидера Сербии, он пойдет на такой шаг, если это «поможет каким-то образом спасти страну». Отмечалось, что «это в любом случае его последний мандат».

Звучит одновременно смело и тревожно, но подобное заявление не первое. Например, до этого Вучич заявил о готовности покинуть пост главы Сербской прогрессивной партии (СПП). На это глава исполкома партии Дарко Глишич отреагировал высказыванием о том, что такое решение Вучича будет означать конец деятельности СПП на политической сцене Сербии. Он предрек, что после этого последует наихудший сценарий, о котором он «не хочет даже думать».

Надо отметить, что Сербия всерьез переживает, пожалуй, самое сложное для себя время. Пока все европейские страны наперебой вводят против России санкции, Белград продолжает сопротивляться, сохраняя контакты с Москвой. Причем, нельзя сказать, что характер взаимодействия изменился в негативную сторону.

Нельзя не вспомнить и вновь обострившуюся ситуацию в Косово и Метохии, где западные страны всячески закрывают глаза на откровенно возмутительные действия Приштины и реагируют лишь на якобы «агрессивность» косовских сербов (вспомним ту же просьбу убрать баррикады). При этом под видом помощи продвигаются предложения, на которые Белград не может пойти ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Это так называемый «франко-германский» план, который подразумевает в том числе и то, что Сербия, официально не признавая Косово, не будет блокировать его вступление в международные организации, в том числе и в ООН. Взамен Сербия якобы получает возможность скорого вступления в ЕС и значительную экономическую выгоду.

Неоднократно сам Вучич говорил о том, что «франко-германский» план неприемлем для Белграда, однако «отбросить его просто так нельзя». Почему? Ответ дал как сам президент, так и глава Евродипломатии Жозеп Боррель.

Президент Сербии Александр Вучич заявил, что во время встречи с дипломатической «большой пятеркой» ему несколько раз говорили, какие последствия будут для Сербии, если она не примет новый план для Косово и Метохии. Фактически Белград вынуждали принять план, который одобрили страны ЕС и США. Если этот план не принимается (а Вучич сам всегда заявлял, что на это он «резко реагировал»), то вот какие ультиматумы выдвинуты: «первое – прекращение европейской интеграции, второе – остановка и вывод инвестиций, третье – комплексные меры в экономическом и политическом смысле, которые нанесут большой ущерб Республике Сербии».

Подтвердил это в тот же день и Боррель, который откровенно заявил, что принятие предложения, выдвинутого представителями «большой пятерки», является «единственным способом положить конец циклу кризисов на местах». Жаль, что глава дипломатии ЕС не объявил о кулуарных шантажах, о которых уже буквально кричит Вучич. Если цитировать самого лидера Сербии, то западные страны просто «хотят, чтобы на их заднем дворе все было так, как они хотят, а Западные Балканы – это их задний двор, и они ищут немедленное решение».

С этим можно согласиться, ведь Запад даже не хотел понимать, почему сербы пошли на баррикады, не видел, что за время так называемого правления Альбина Курти произошло, по словам Вучича, целых 287 инцидентов, направленных против косовских сербов. Справедливо отметить, что ни один албанец в Косово не был расстрелян, не получал увечий. А вот что касается сербов, то мы даже знаем их имена. Например, 23 января директор Управления по Косово и Метохии Петар Петкович сообщил, что около 11:30 утра сотрудники специальной косовской полиции РОСУ обстреляли контрольно-пропускной пункт на мосту Быстрица, на шоссе Косовска-Митровица-Лепосавич, в опасной близости от автомобиля, в котором находились два серба. «Мильян Делевич был ранен в левую область груди, получив огнестрельное ранение. Он срочно был доставлен в больницу. Его штурман Душан С. лишь по счастливой случайности остался невредимым». Отмечалось также, что вся машина была изрешечена пулями.

В такой обстановке страны «коллективного Запада» лишь продолжают давить на Вучича, который пока отбивается от всех этих предложений. Хотя, конечно, с большим трудом, что и доказывают все те высказывания об отставке. Но вот действительно ли такое возможно в ближайшей перспективе?

Научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Полина Соколова считает, что сейчас и вскоре такой вариант маловероятен:

– Думаю, в нынешних условиях это не реально. Если будут приняты какие-то серьезные решения Вучичем по теме Косово, то после этого он может уйти в отставку. Его сменщик продолжит линию Вучича. Возглавит партию кандидат с теми же политическими позициями. Если говорить о выборах президента, то сейчас невозможно представить голосование сербского народа за более прозападного кандидата. В нынешних условиях, когда сербское население массово настроено пророссийски (только небольшой процент населения поддерживает западную политику в противостоянии России с Западом), это играет важную роль в политических ориентациях сербского народа. Более прозападного президента ожидать сложно. Но повторюсь, что уход Вучича с позиций президента и председателя СПП – это разговор не о ближайшей перспективе.

– Какова судьба самой Сербии, учитывая сильное давление на нее из-за целого ряда причин? Это будет продолжаться до того момента, пока Белград не согласится на все условия?

– Действительно, в своем обращении Вучич сказал, что очень сильно на взаимоотношения страны с ЕС и США влияет геополитическая обстановка. Конечно, сербские отношения с Евросоюзом и евроинтеграция во многом будет зависеть от того, как будут развиваться отношения России с западными странами и от того, как будет развиваться специальная военная операция. Опять же, Вучич упоминает и о том, что будет стоить Сербии продолжение такой независимой политики: возможно, будет приостановлена евроинтеграция, не будут поступать западные инвестиции и крайнее давление Запада будет выражен введением пакета санкций, который в первую очередь может означать введение визового режима. Напомню, что с 2010 года сербы могут без виз перемещаться между Сербией и ЕС. Но могут быть введены и другие санкции, которые будут означать удар по экономике республики.

Именно поэтому Вучич всячески показывает, что, скорее всего, Сербии придется каким-то образом реагировать на общую внешнюю политику Евросоюза. Это тоже вопрос не краткосрочной перспективы, будут, скорее, постепенные меры, но, конечно, если отношения России и Запада будут развиваться по нисходящей, то давление будет усиливаться, и Сербия пойдет на введение каких-то санкций против России. В тех же выступлениях Вучича заметны разногласия по некоторым вопросам вокруг Украины, в ООН при голосовании по резолюциям республика либо воздерживается, либо присоединяется к общим западным резолюциям…Так что, введение санкций Вучич, конечно, пытается отложить, но невозможно представить, сколько они еще смогут продолжать такую политику.

– Если теоретически вернуться к отставке Вучича, возможно ли назвать конкретных кандидатов, которые могут его заменить?

– Сейчас сложно сказать. Если вспомнить предыдущую президентскую кампанию, то, скорее всего, на следующих президентских выборах мы увидим те же лица. Но кто из них сможет победить – предсказать невозможно, поскольку популярность Вучича превышает всех возможных кандидатов вместе взятых.

Если действительно вспомнить предыдущие выборы, то за Вучича проголосовало 60% населения, второе место со скромными 19% занял Здравко Понош (бывший начальник Генштаба Вооруженных сил Сербии и кандидат от оппозиции), на третьем месте оказался молодой кандидат Милош Йованович всего лишь с 6%. Кстати, он политик правого толка и убежденный евроскептик. Наверное, из трех примеров из прошлого именно Йованович наиболее близок по своей политической позиции к Вучичу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру