Кто такой Кылычдароглу: названы сильные и слабые стороны соперника Эрдогана

В последнее воскресенье мая в Турции состоится второй тур президентских выборов. В решающей схватке сойдутся действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган и оппозиционный кандидат Кемаль Кылчдароглу. У обоих политиков примерно одинаковые шансы на успех. И вполне может получиться, что лидер Народно-республиканской партии одержит верх и прервет продолжающуюся два десятилетия историю эрдогановского правления.

Кто такой Кылычдароглу: названы сильные и слабые стороны соперника Эрдогана

«Кроткий» бывший бюрократ (любопытная деталь: после работы в Министерстве финансов и агентстве социального обеспечения Турции Кылычдароглу в 1994 году был выбран одним журналом в качестве “Бюрократа года”) в очках казался полной противоположностью напыщенному стилю Эрдогана и поэтому априори выглядел обреченным – согласно общепринятому мнению – на еще одно поражение на выборах. Однако после сделанного в марте объявления о том, что он будет баллотироваться в качестве кандидата от сильного оппозиционного альянса из шести партий, Кемаль Кылычдароглу вырвался вперед в опросах против президента, известного своей политической проницательностью и стойкостью.

Немолодой (ему 74 года), но энергичный оппозиционный политик сосредоточил свою предвыборную кампанию на обещании вернуть Турцию к парламентской демократии и покончить с президентской системой, введенной Эрдоганом, которую критики осуждают как “правление одного человека”.

«Победа Кемаль-бея снова будет означать победу демократии в Турции, - цитирует «Аль-Джазира» депутата парламента от левоцентристской Народно-республиканской партии (НРП) Мурата Эмира. – Авторитарный режим проиграет, а силы, выступающие за демократию, победят».

Родившийся в провинции Тунджели на востоке Турции и окончивший Анкарскую академию экономики и коммерческих наук (ныне Университет Гази) в столице Турции по специальности «Экономика» Кылычдароглу сделал карьеру государственного служащего, бухгалтера, неуклонно поднимаясь в течение 20 лет по карьерной лестнице. Кемаль Кылычдароглу занимал финансовые и экономические должности высшего уровня в турецких учреждениях, включая Министерство финансов, Главное управление доходов и два органа социального обеспечения. Он ушел с госслужбы в 1999 году и вскоре присоединился к партии «Демократических левых», возглавляемой тогдашним премьер-министром Бюлентом Эджевитом.

Не сумев попасть в партийный список на выборах 1999 года, он перешел в Народно-республиканскую партию и три года спустя стал членом парламента в качестве депутата от Стамбула, заработав репутацию разоблачителя коррупции.

Несмотря на неудачную попытку баллотироваться на пост мэра Стамбула в 2009 году, на следующий год Кылычдароглу получил подавляющую поддержку своей кандидатуры на пост партийного лидера после того, как действовавший на тот момент председатель партии оказался втянут в скандал с секс-видео.

За время своего более чем дестилетнего пребывания во главе старейшей политической партии Турции, связанной с именем основателя страны Мустафы Кемаля Ататюрка, Кылычдароглу отодвинул НРП от ее кемалистских корней в сторону превращения в социал-демократическое движение, способное достучаться до консервативных избирателей, составляющих базу Эрдогана, отмечает «Аль-Джазира».

С тех пор возглавляемая Кылычдароглу партия проигрывала все всеобщие и президентские выборы Партии справедливости и развития и Эрдогану.

Некоторые критики обвинили лидера НРП его в робости, когда президент Эрдоган централизовал власть после неудачной попытки государственного переворота в 2016 году и проводил репрессии против предполагаемых врагов и диссидентов. В том году Кылычдароглу поддержал правительственную меру по снятию неприкосновенности с членов парламента, расчистив путь для арестов законодателей от популярной прокурдской оппозиционной партии.

Первым очевидным признаком того, что Кылычдароглу избавился от своего имиджа бюрократа, стало то, что в возрасте 68 лет он совершил 450-километровый “Марш за справедливость” из Анкары в Стамбул. Этот марш был устроен в знак протеста против заключения в тюрьму депутата от НРП и вообще против правительственных репрессий, усилившихся после попытки государственного переворота в 2016 году.

Эксперты называют ту акцию поворотным моментом, потому что именно тогда Кылычдароглу начал демонстрировать обществу преобразившуюся НРП. Как пишет The Washington Post, за последнее десятилетие, по мере того как Эрдоган укреплял свою власть над институтами Турции — в том числе путем смены парламентской системы на президентскую, — Народно-республиканская партия была вынуждена считаться с тем фактом, что она больше не является “государственной” партией, как это сложилось исторически, и ей необходимо сосредоточиться на своей связи с обществом. При Кылычдароглу партия приложила усилия, чтобы достучаться до курдского меньшинства Турции, а также консервативных мусульманских избирателей, которые составляли ядро электората Эрдогана.

Наиболее значительный успех НРП и ее союзников был достигнут на местных выборах 2019 года, когда оппозиционная партия выиграла выборы мэров в пяти из шести крупнейших провинций страны, включая Анкару и Стамбул, финансовый центр и крупнейший город Турции.

Во время предвыборной кампании Кылычдароглу использовал свой «невзрачный» имидж, чтобы привлечь внимание через социальные сети, делая особенную ставку на молодых избирателей. В видеороликах в Twitter, обычно снятых из его кухни или кабинета в Анкаре (здесь налицо стремление создать контраст с огромным президентским дворцом Эрдогана), он появляется в белой рубашке с открытым воротом и закатанными рукавами, чтобы изложить свою политику. Кылычдароглу, который рассказывает, что вырос в “бедной семье” на востоке Турции и иногда летом подрабатывал на арбузных бахчах, пытается подчеркнуть свою верность ценностям рабочего класса.

Предполагаемые недостатки Кылычдароглу — его степенное поведение, его бюрократический опыт — стали сильными сторонами в нынешней избирательной кампании, поскольку он сколотил разношерстную коалицию партий с разрозненными взглядами, чтобы бросить вызов Эрдогану. “Он мастер создавать альянсы и кооптировать противников”, - говорят эксперты. Впрочем, это не помешало давним разногласиям между партнерами по коалиции стать достоянием общественности, в том числе когда в марте была объявлена кандидатура Кылычдароглу.

Ахиллесова пята Кылычдароглу как потенциального президента страны, где большинство населения составляют мусульмане-сунниты, в его принадлежности к общине алевитов. Это религиозное меньшинство, имеющее общие черты с шиитским исламом, суфизмом и анатолийскими народными традициями. Алевиты составляют, по оценкам, от 10 до 15 процентов населения Турции и, скажем так, не пользуются особым расположением властей.

Когда оппозиционный политик выдвинул свою кандидатуру на выборы-2023, многие считали, что его принадлежность к конфессиональному меньшинству может стать препятствием для Кылычдароглу в завоевании голосов избирателей. Но, открыто заявив о своем алевитском происхождении и пообещав представлять интересы всех граждан независимо от религии или этнической принадлежности, он, похоже, в значительной степени свел эту тему на нет, признает “Аль-Джазира».

Обещая дальнейшую демократизацию, оппозиционер также заявил, что вернет Турцию к более традиционной экономической политике в манифесте под лозунгом “Я обещаю вам, весна придет снова”.

Кылычдароглу пообещал восстановить парламентскую систему в Турцию. Люди, по его словам, не должны подвергаться “судебному преследованию или тюремному заключению за свои мысли”. Оппозиционный кандидат добавил, что судьи, которые отказались освободить политзаключенных в соответствии с решениями высшего суда страны или Европейского суда по правам человека, должны быть “отстранены”. “Они получают приказы из дворца”, - сказал он.

В ответ на линию нападок со стороны Эрдогана и его союзников, представляющих оппозицию (чтобы заручиться поддержкой консерваторов) как выступающую за секс-меньшинства, Кылычдароглу говорит: “У нас есть понимание, которое уважает права человека. Частная жизнь отдельных людей, их идентичность и убеждения не являются предметом политики”. Он предположил, что гей-парады, запрещенные при Эрдогане, будут снова разрешены. “Турция - страна запретов, - утверждает он. – Когда мы придем к власти, Турция станет страной свободы”.

Но свободы, видимо, не для всех. Ведь Кылычдароглу также заявил, что его правительство отправит 3,6 миллиона сирийцев, проживающих в настоящее время в Турции, обратно на родину в течение двух лет – политика, которая нравится большинству турок, но которая тревожит многих сирийцев, проживших в Турции в течение многих лет.

Отвечая на вопрос, почему сирийцы в Турции представляют проблему, Кылычдароглу отметил, что беженцы живут в ужасных условиях, что многие работают за зарплату ниже минимальной и что ни один из них не имеет права на социальное обеспечение. “Это беспокоит нас”, - сказал он. “Что произойдет с этими людьми завтра, когда они состарятся?” Впрочем, и Эрдоган, который годами принимал сирийских беженцев, прежде чем закрыть границы, также пообещал отправить сотни тысяч вынужденных переселенцев обратно в их родную страну.

Появление такого крепкого соперника двухдесятилетнему правлению президента Реджепа Тайипа Эрдогана как Кемаль Кылычдароглу породило в Вашингтоне проблеск надежды на потенциальное возрождение пронатовской внешней политики Анкары и возвращение Турции к «демократическим нормам».

Во внешней политике Кемаль Кылычдароглу обещает ослабить, по его словам, “изоляцию” страны во всем мире и вернуть власть отстраненному при Эрдогане дипломатическому корпусу. Аналитики говорят, что Кылычдароглу, скорее всего, сохранит связи Турции с Россией, важным коммерческим партнером, хотя он и раскритиковал специальную военную операцию Москвы на Украине.

Кылычдароглу заявил The Wall Street Journal в интервью, что в случае избрания его правительство будет соблюдать санкции Запада в отношении России, сохраняя при этом российские инвестиции в Турции. Однако экономическая уязвимость Турции, наиболее остро проявляющаяся в волатильности лиры, делает это непростой задачей, считают эксперты. Тем более, что Россия значительно расширила свои экономические связи с Турцией после начала украинского конфликта. Общий товарооборот двух стран в 2022 году, по данным российских СМИ, достиг 62 миллиардов долларов, в отличие от 33,8 миллиарда долларов с Соединенными Штатами за тот же год.

Отношения с Соединенными Штатами в случае победы Кылычдароглу были бы более “сбалансированными” при его администрации, говорит оппозиционный кандидат, упомянув о приостановлении участия Турции в программе совместных ударных истребителей F-35 после решения Эрдогана купить систему противовоздушной обороны у России. Кылычдароглу не разъяснил, как будет разрешен этот спор. Не стоит забывать и сделанные в преддверии первого тура кандидатом от оппозиции выпады в адрес Москвы с фактически обвинениями во вмешательстве в турецкие выборы.

При этом, как пишет The Washington Post, некоторые политические действия Кылычдароглу опираются на фундаментальные националистические позиции, включая критику поддержки США возглавляемого курдами ополчения в Сирии, связанного с Рабочей партией Курдистана (РПК). “Мы знаем, что террористическая организация получает оружие с Запада. Мы также знаем, что террористическая организация финансируется Западом”, - заявлял турецкий политик.

Но при этом он утверждает, что Турция должна быть частью того, что он назвал “западной цивилизацией”. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29035 от 24 мая 2023

Заголовок в газете: Кемаль, враг Эрдогана

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру