Названы возможные последствия жесткой израильской операции в Дженине

Эксперт не исключил риск повышения террористической опасности

В результате одной из самых масштабных за последние годы операций Израиля на Западном берегу реки Иордан число погибших палестинцев рано утром во вторник выросло до десяти. Жители лагеря беженцев в Дженине покидают свои дома, опасаясь стать жертвами действий ЦАХАЛа. Израильская сторона начала утверждать, что возникшая напряженность может вскоре завершиться, а аналитики заговорили о бесперспективности «антитеррористического мероприятия». Разбираемся, какие варианты развития событий можно ожидать.

Эксперт не исключил риск повышения террористической опасности

Министерство здравоохранения Палестины сообщило о десятой жертве среди палестинцев после того, как во вторник утром недалеко от Дженина было обнаружено тело человека, пострадавшего от израильского огня. Еще один палестинец в ходе столкновений скончался на месте.

Картина в регионе более чем печальная. На кадрах, распространяемых в социальных сетях, видно, как жители Дженина выбегают из своих домов во время израильских рейдов. По данным палестинских СМИ, израильская армия приказала палестинским семьям покинуть территорию города.

Заместитель губернатора Дженина Камаль Абу аль-Руб сообщил радио «А-Шамс» во вторник утром, что количество жителей, бежавших из лагеря, составляет около 3 тысяч человек. Часть из них была эвакуирована в здания Палестинской администрации, в том числе принадлежащие городским силам безопасности. По оценкам, число жителей лагеря беженцев Дженин составляет от 15 до 20 тысяч человек.

Главный представитель ЦАХАЛа бригадный генерал Даниэль Хагари во вторник заявил, что масштабные действия военных в Дженине могут закончиться быстрее, чем первоначально предполагалось, даже в течение нескольких дней. Ранее военный заявлял, что операция уже достигла большинства своих целей и с меньшим сопротивлением или побочными осложнениями, чем предполагала разведка.

По словам представителя ЦАХАЛа, военные предварительно отобрали несколько десятков целей для уничтожения. Все эти объекты, за исключением еще 10 точек, были ликвидированы или нейтрализованы в первый день операции, многие в течение первых двух часов в результате атак ВВС.

По официальным данным, в общей сложности беспилотники Армии обороны Израиля уничтожили суммарно 20 целей, в то время как другие подразделения нейтрализовали множество других точек, в том числе большой тайник с оружием под мечетью.

Оценивая предварительные результаты еще даже не завершившейся операции, министр финансов Израиля Бецалель Смотрич (лидер партии «Религиозный сионизм») заявил: «это шаг, который восстановит израильское сдерживание и изменит направление борьбы за искоренение террора».

Звучит, конечно, торжественно, но пока необоснованно и рано. На это указывает и аналитик газеты Haaretz Амос Харел. Журналист отмечает, что членам правящей коалиции стоило бы немного смягчить свои ожидания, потому что высшее командование Армии обороны Израиля говорит об операции совсем в иных тонах. Цель состоит в том, чтобы сдержать палестинские террористические усилия из Дженина, которые действительно набрали обороты за последние полтора года.

Достижение заявленной цели, по мнению Тель-Авива, возможно только посредством нанесения ударов по террористическим группировкам, которые разбросаны по всему лагерю беженцев Дженин. Но Амос Харел отмечает, что профессиональные эшелоны оборонного истеблишмента не питают иллюзий, что это приведет к коренным изменениям в сфере безопасности.

Статус-кво с обеих сторон, считает аналитик, сохранится после того, как армия уйдет из Дженина, и этот уход, по-видимому, произойдет намного быстрее, чем представляют себе правые. Вооруженные палестинцы по-прежнему будут сильно заинтересованы в вооруженной конфронтации с израильскими силами, а Палестинская администрация попросту не сможет их обуздать.

Вообще, армия изначально была против проведения широкомасштабной операции на Западном берегу Иордана. Генштаб предпочитал продолжать аресты подозреваемых в лагере беженцев каждые несколько дней. Однако Кнессет усилил давление на ЦАХАЛ, что и претворило в жизнь идею так называемого «Дома и сада». Кстати, озвучивать «имя» операции израильские СМИ как-то тонко избегают (впрочем, как и официальные лица). Согласно мнению местных аналитиков, это может быть связано, с одной стороны, со стремлением Израиля как можно быстрее закончить операцию, с другой стороны, под этим скрывается намерение преуменьшить ее масштабы.

Есть и вовсе экзотичная версия, почему выбрано именно такое название - «Дом и сад». Амос Харел поясняет, что тот факт, что операция была начата менее чем за день до крупной акции протеста против запланированной правительством законодательной реформы (демонстранты нацелились провести антиправительственную акцию в аэропорту Бен-Гурион), вызвал у многих подозрения. Некоторые даже шутили, что истинная цель операции, аэропорт, была скрыта в буквах названия (ивритские слова, обозначающие «дом» и «сад» («байит» и «ган»), начинаются с тех же инициалов, что и название воздушной гавани). Однако это и правда выглядит скорее как шутка, а день начала операции в Дженине был назначен без привязки к внутренним волнениям.

Но вернемся к опасениям Израиля. Тель-Авив все же боится, что нынешние действия еврейского государства могут спровоцировать вспышки эскалации на других театрах ближневосточных конфликта. А если Израиль заявляет об «антитеррористическом» характере его акции, то такой поворот просто неприемлем. С начала года оборонный истеблишмент часто говорил об опасности объединенного фронта, когда любой более-менее крупный инцидент в самом Израиле или на Западном берегу привел бы к ракетным обстрелам из Газы, Сирии или Ливана.

Помимо прочего существует еще одна трудность. На данный момент, несмотря на эскалацию в Дженине, Израиль не прекратил разрешать палестинцам с Западного берега и Газы въезжать на свою территорию для работы. Что это может означать? Если число палестинских потерь в боях в Дженине продолжит расти, существует риск так называемых терактов мести, будь то ракетные обстрелы или нападения, совершенные террористами-одиночками внутри Израиля.

Издание Haaretz подчеркивает, что на данный момент резервисты не угрожают не участвовать в операции (хотя именно эти люди активно выходят на антиправительственные акции). Но со временем, если правящая коалиция продолжит принимать непопулярные законы (как и с судебной реформой), в конечном итоге наступит настоящее испытание – затянувшаяся эскалация на Западном берегу, в Газе или на севере, где у резервистов будет меньше мотивации служить из-за политического кризиса.

Своим видением развития ситуации в беседе с «МК» поделилась научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская:

– Конечно, о точных сроках завершения операции говорить сложно, потому что Израиль (в частности Биньямин Нетаньяху) заявлял, что она продлится столько, сколько необходимо, но, скорее всего, это займет несколько дней. В этом вопросе будет давление и со стороны тех, кто ведет переговоры между Израилем и Палестиной (это, в частности, Египет). В принципе, до сих пор существует вопрос, подключится ли Газа к противостоянию или нет. Скорее всего, Израиль попытается все сделать настолько быстро, насколько возможно, но ясно, что точные сроки предсказать достаточно сложно.

Дженин действительно является одной из террористических баз в силу существующих там условий. В последнее время и ХАМАС, и другие группировки работали над тем, чтобы у них была сеть и на Западном берегу тоже, Дженин здесь безусловно является одной из таких точек. Там существует много террористов-одиночек, но есть и боевики, аффилированные с организациями.

– Рано или поздно, операция завершится. Сейчас понятно одно – палестинцы очень рассержены на Израиль из-за его решения проводить подобную «акцию». Плюс, из лагеря беженцев уходят уже тысячи людей. Что ожидать Израилю после «Дома и сада»?

– В долгосрочной перспективе эта проблема не будет решена, поскольку она связана с нестабильностью из-за продолжающегося конфликта. И понятно, что нынешняя операция этот конфликт не прекратит. В краткосрочной перспективе, если она пройдет успешно и если удастся разрушить некоторые террористические ячейки, то на время можно ожидать некоторой степени затишья.

С другой стороны, это не единственный источник терроризма, который связан не только с ячейками, но и в принципе с тем, как палестинцы воспринимают израильский контроль над территориями, поэтому в долгосрочной перспективе это проблему не решит. Хотя, повторю, в какой-то степени это может снять часть проблем, связанных с террористами на краткий срок.

– Есть мнение, что это также может повысить степень террористической угрозы внутри Израиля…

– Есть такое мнение в том числе потому, что подобная операция может антагонизировать палестинцев еще больше и таким образом спровоцировать всплеск террористической активности. На данный момент есть несколько вариантов. Первый – реакцией на действия станут теракты на Западном берегу и на территории Израиля. Второй вариант – подключится ХАМАС и будут обстрелы из Газы. Не совсем понятно, какой сработает. Можно предположить, что следствием станет увеличение террористических акций на территории Израиля, но это опять же будет зависеть от успешности акции и насколько будут затронуты те, кто с терроризмом не связан.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру