Сенаторы в письме Макрону признали поражение Франции в Африке перед Россией

«Мы не можем смириться с нашим постепенным исчезновением с этого континента»

Разворачивающиеся вокруг Нигера драматические события аукнулись в бывшей колониальной метрополии открытым письмом президенту Макрону, которое подписали девять десятков членов французского Сената. Законодатели бьют тревогу из-за роста в Африке антифранцузских настроений, что стало прямым результатом неспособности Франции успешно сотрудничать с Черным континентом на военном, политическом и культурном фронтах, тогда как Россия, Китай и Соединенные Штаты сферы своего влияния расширяют.

«Мы не можем смириться с нашим постепенным исчезновением с этого континента»

Нигер стал очередной страной в Западной Африке, которая – следуя по стопам Мали, Центральноафриканской Республики и Буркина-Фасо – отвергла Францию, французских военных и французские корпорации, написали сенаторы в своем письме Эмманюэлю Макрону, опубликованном в Le Figaro.

После провала проводившейся Парижем в африканском регионе Сахель операции “Бархан” против исламистских боевиков, говорится послании сенаторов Макрону, на смену Франции приходят частные военные компании, такие, как "Вагнер". В письме французских законодателей говорится, что эти формирования готовы сотрудничать с африканскими лидерами, которые консолидируют власть, мобилизуя свое население против бывших колониальных правителей. 

Законодатели отметили, что демонстрации и антифранцузские акции проходят даже таких в близких к Франции странах, как Кот-д'Ивуар и Сенегал. И это движение распространяется в странах Африки к югу от Сахары. Авторы письма отметили, что отношения Парижа с североафриканскими - Алжиром, Марокко и Тунисом, тоже носят неоднозначный характер.

«В Северной Африке тоже много разочарований, – констатируют авторы письма. Президент Абдельмаджид Теббун, пришедший к власти в трудных условиях из-за движения Хирак (т.н. «революция улыбок», протесты в Алжире в 2019-2020 гг. – «МК»), делает все возможное, иногда говоря о сближении и официальном визите (который регулярно откладывается), а иногда и о французском «Великом Сатане», ответственном за все беды алжирского народа. Это колебательное движение заставляет многих французских официальных лиц ставить под сомнение соглашения 1968 года, которые к тому же больше не имеют смысла.

В Марокко французские проволочки в отношении Сахары (в то время как Испания и Германия признали суверенитет Марокко) и политика уравновешивания отношений Кэ д'Орсе (МИД Франции – «МК») с Алжиром заставляют Королевский дворец искать военных или экономических партнеров не только в Париже, но и за его пределами (…)

В Тунисе неустойчивый президент Каис Саид, тем временем, поочередно обращается к Соединенным Штатам, Европейскому Союзу, арабскому миру и все реже к Франции, которая больше не играет привилегированной роли».

Среди 94 подписавших открытое письмо Макрону сенаторов – председатель фракции «Республиканцев» в верхней палате французского парламента Бруно Ретайо, и глава сенатского комитета по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Кристиан Камбон,  

В последние годы чиновники французской администрации, по мнению сенаторов, «маскировали неудачи», обвиняя всех несогласных в стремлении к политике “Французской Африки”, которая подразумевает неформальный надзор за бывшими колониями.

Согласно содержанию письма, то, что раньше было известно как «Франция в Африке», быстро превращается в «российскую военную Африку», «китайскую экономическую Африку» и «американскую дипломатическую Африку».

Авторы послания к президенту Макрону обратили внимание на тот факт, что французский язык переживает медленное, но неуклонное падение значимости по всему континенту как прямой результат растущей популярности английского языка.

Сенаторы заявили, что, несмотря на то, что Африка является гостеприимным континентом, она, похоже, больше не понимает Францию и все чаще ставит под сомнение ее роль и присутствие. И на этой совсем не жизнерадостной ноте подписанты потребовали, чтобы президент Франции Эммануэль Макрон как-то определился: «Не пора ли пересмотреть наше видение Африки и ее связи с Францией?»

«Со своей стороны, мы не можем смириться с нашим постепенным исчезновением с этого континента», – сказано в последних строках открытого письма сенаторов Макрону.

Хотя глава Пятой Республики еще не предоставил официального ответа на письмо сенаторов, министр вооруженных сил Себастьен Лекорну прокомментировал замечание о неспособности военных добиться успеха. Он, в частности, заявил, что операция "Бархан" не была провальной – и думать так было бы ошибкой. Министр уверен, что, предпринимая действия против террористических организаций в Сахеле, французские солдаты “спасают сотни жизней” и “защищают французских граждан”. Но глава ведомства все-таки признал, что извлечение уроков необходимо, как и должно быть во время любого кризиса и военной операции.

Напомним, что в августе 2014 года Франция начала операцию, известную как «Бархан», для борьбы с боевиками-исламистами в Мали, Буркина-Фасо, Мавритании, Нигере и Чаде. Она стала продолжением операции «Сервал», которая проводилась в Мали с 2013 по 2014 год. По оценкам Министерства вооруженных сил, в операции “Бархан” задействовано более 5000 французских военных. В ходе обеих операций в регионе Сахель были убиты 58 военнослужащих французских вооруженных сил.

Ближе к концу 2021 года правительство Мали, где дислоцировалась большая часть личного состава французского контингента, настоятельно призвало вывести их из этой африканской страны как можно быстрее — и в августе 2022 года это требование было выполнено. Большая часть французских войск была передислоцирована с малийской территории в соседний Нигер, где, как известно, 26 июля произошел военный переворот, лидеры которого потребовали, чтобы французские войска были выведены из страны в ближайшие недели.

В любом случае, открытое письмо Макрону от сенаторов, озабоченных провалами африканской политики Парижа – это лишь верхушка айсберга проблемы. Елисейский дворец предпринимает попытки спасти ситуацию – но выглядят они как арьергардные бои.

В марте Макрон, отправившийся в турне по нескольким странам Черного контингента, заявил, что время французского вмешательства в дела Африки прошло. По его словам, «эпоха Франкафрики давно закончилась” – Макрон имел в виду постколонизационную стратегию Франции по поддержке авторитарных лидеров для защиты своих интересов. Эта стратегия, название для которой был придуман французскими интеллектуалами после Второй мировой войны, стала излюбленной мишенью критиков, которые заявляют, что после волны деколонизации в 1960 году Париж поддерживал диктаторов в своих бывших колониях в обмен на доступ к ресурсам и военным базам. 

«Своей франкоафриканской политикой Франция вмешивается во внутренние дела африканских стран на военном, экономическом и других уровнях и заботится о создании тайных экономических связей между африканскими режимами и французскими политиками», – отмечал профессор университета Яунде (Камерун) Нтуда Эбоде Джозеф Винсент.

Находясь в марте с визитом в Габоне, Макрон пообещал, что Франция для Африки будет "нейтральным собеседником, роль которого не заключается во вмешательстве во внутреннюю политику".

Но, судя по поведению жителей Нигера, устроивших на днях мощную акцию протеста у французского посольства в Ниамее, убедить простых африканцев в чистоте своих намерений Макрону не слишком-то удалось. А многие африканские эксперты по-прежнему считают, что Франция просто меняет свою стратегию (как и другие колониальные державы): увидев, что военные интервенции больше не оказывают никакого влияния, Париж пытается проводить политику «мягкой силы» через гражданское общество и молодежь. Согласно этой точке зрения, Макрон не рассматривает возможность покончить с прежней неоколониальной системой, а вместо этого хочет восстановить утраченную популярность Франции на Черном континенте.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру