Названы главные интересы Си Цзиньпина на саммите БРИКС: возникли разногласия

В ЮАР пройдут переговоры лидеров крупнейших развивающихся экономик

Во вторник, 22 августа, в ЮАР открывается саммит БРИКС. На Западе с пристальным вниманием следят за встречей лидеров стран, на долю которых приходится около половины населения земного шара. Особый интерес у наблюдателей вызывают связанные со встречей в Южной Африке интересы Китая, вошедшего в жесткий клинч с Соединенными Штатами.

В ЮАР пройдут переговоры лидеров крупнейших развивающихся экономик

Группа стран, известная как БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, — представляет 40 процентов мирового населения и четверть мировой экономики. Теперь она рассматривает возможность расширения, стремясь стать надежным противовесом форумам, возглавляемым Западом, таким как группа развитых стран G7.

Но, отмечает The New York Times, проблема для клуба заключается в том, что он столь же разнообразен, сколь и велик, и ему иногда мешают противоречивые интересы и внутреннее соперничество. Как пишет американское издание, Китай при Си Цзиньпине хочет расширить БРИКС, видя в нем платформу для того, чтобы бросить вызов американскому могуществу. Россия стремится продемонстрировать, что у Москвы есть верные союзники, несмотря на ее изоляцию от Запада из-за конфликта на Украине. Индия, вовлеченная в территориальный спор с Китаем, с опаской относится к доминированию Пекина в клубе. Бразилия и Южная Африка, другие колеблющиеся государства развивающегося мира, хотят хороших отношений с Китаем и Россией, но при этом – не слишком сближаться ни с той, ни с другой страной из-за боязни оттолкнуть Соединенные Штаты.

То, как участники саммита в Йоханнесбурге преодолеют эти разногласия, может определить, станет ли БРИКС геополитической коалицией или останется в основном сосредоточенной на финансовых вопросах, таких как снижение доминирования доллара в мировой экономике, пишет The New York Times.

Задача поиска точек соприкосновения становится только сложнее по мере того, как конкуренция великих держав между Пекином и Вашингтоном усиливается, оказывая давление на другие страны с целью заставить их принять чью-либо сторону.

“Китай при Си Цзиньпине стремится использовать БРИКС в своих собственных целях, особенно для расширения своего влияния на Глобальном Юге, – считает Стив Цанг, директор Китайского института SOAS в Лондоне. – Маловероятно, что Индия согласится с этим, поскольку китайское предложение превратит БРИКС во что-то другое, что будет служить в первую очередь китайским интересам”.

Десятки стран выразили заинтересованность в присоединении к клубу, отмечает при этом The New York Times. К ним относятся Иран и Беларусь, Египет и Казахстан. Вопрос о расширении будет главным в повестке дня трехдневного саммита.

Китай, который, как крупнейшая экономика в группе, обладает значительным влиянием, захочет использовать клуб, чтобы показать, что у Пекина есть свой собственный круг влияния, после того как президент Байден на прошлой неделе провел саммит по укреплению альянсов с Японией и Южной Кореей, странами на заднем дворе Китая.

Как пишет The New York Times, Индия дала понять, что предпочитает более осторожный подход, который ограничил бы способность Пекина использовать БРИКС для противостояния Западу. Она захочет избежать ослабления своей собственной роли в пользу стран, которые могут предпочесть Китай Индии в любой борьбе за влияние. Расхождение Нью-Дели с Пекином отражает растущую напряженность и недоверие между двумя странами, которые были обострены смертельным столкновением на границе в 2020 году и участием Индии в группировке безопасности с Соединенными Штатами, Японией и Австралией под названием Quad. Индия подчеркнула, что в принципе открыта для расширения БРИКС, но хочет разработать стандарты для принятия решений о новых членах и обеспечить, чтобы любые изменения основывались на консенсусе.

Бразилия придерживается аналогичной позиции в отношении принятия новых членов. “Если они будут соответствовать правилам, которые мы устанавливаем, мы разрешим им вступление”, – заявил президент Бразилии Лула журналистам в этом месяце. Бразилия хочет, чтобы БРИКС оставался клубом крупных развивающихся экономик, а не геополитическим альянсом, который может быть воспринят как антизападный блок, утверждает бразильский источник, помогавший планировать переговоры. Президент Лула заявил, что поддерживает присоединение по меньшей мере трех стран к БРИКС: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Аргентины. Он также предположил, что Индонезия, которая, по общему мнению, идеально подходит, учитывая ее размеры и местоположение, была бы желанным дополнением.

Китайский лидер Си Цзиньпин отправился в понедельник в Южную Африку с поездкой, направленной на укрепление влияния Пекина среди развивающихся стран в то время, как связи с Соединенными Штатами остаются глубоко натянутыми, отмечает CNN.

Трехдневный государственный визит, который также включает в себя саммит с лидерами развивающихся экономик БРИКС, является лишь второй международной поездкой Си Цзиньпина в этом году. В последний раз китайский лидер покидал страну в марте, чтобы встретиться с президентом Путиным в Москве, где два лидера подтвердили свою стратегическую ориентацию в отношении США и рассказали о своем видении нового мирового порядка, в котором больше не доминирует Запад.

Для Си Цзиньпина первый очный саммит группы БРИКС после пандемии представляет собой еще одну возможность для продвижения этого видения, подчеркивает Си-эн-эн.

“Си Цзиньпин не пытается превзойти Америку в существующем либеральном международном порядке, в котором доминируют США. Его долгосрочная цель – изменить мировой порядок на китайско-ориентированный”, – комментирует Стив Цанг, директор Китайского института SOAS при Лондонском университете.

Предваряя визит Си Цзиньпина в пятницу, посол Китая в Южной Африке Чэнь Сяодун приветствовал БРИКС как “важную платформу для сотрудничества между странами с формирующимся рынком и развивающимися странами” и “основу международной честности и правосудности".

“Традиционная система глобального управления, по-видимому, вышла из строя, недееспособна и отсутствует. Международное сообщество с нетерпением ожидает, что БРИКС... будет играть ведущую роль”, – сказал Чэнь журналистам.

Поездка Си Цзиньпина в Южную Африку проходит всего через несколько дней после того, как президент США Джо Байден встретился с лидерами Японии и Южной Кореи в знак солидарности и силы против растущих, с их точки зрения, угроз со стороны Пекина. На саммите в Кэмп-Дэвиде США и два их ближайших союзника в Азии углубили военное и экономическое сотрудничество – и подвергли критике “опасное и агрессивное поведение” Китая в Южно-Китайском море.

По словам Пола Нантуля, научного сотрудника Африканского центра стратегических исследований, в условиях растущего соперничества Китая и Соединенных Штатов БРИКС приобретает все большее стратегическое значение для Пекина. “Си Цзиньпин будет в центре внимания саммита БРИКС, учитывая, что Владимир Путин не будет присутствовать лично”, – сказал он.

Как напоминает CNN, российский президент примет участие в йоханнесбургском саммите по видеосвязи из России. Лично же примут участие во встрече председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и президент Южной Африки Сирил Рамафоса.

Этот визит является первой поездкой Си Цзиньпина в Африку за последние пять лет. Его последнее путешествие на континент – также на саммит БРИКС в Южной Африке – в 2018 году включает в себя серию визитов в Сенегал, Руанду и Маврикий, охватывающих почти все уголки Африки к югу от Сахары.

На этот раз Пекин не объявил о каких-либо других пунктах поездки Си Цзиньпина. Китайский лидер будет сопредседателем диалога лидеров Китая и Африки со своим южноафриканским коллегой Сирилом Рамафосой на полях саммита БРИКС, сообщило Министерство иностранных дел Китая. В общей сложности на саммит были приглашены 69 стран, включая все африканские государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру