Генерал Ретунский назвал потерю истребителя F-35B в США типичным случаем

И привел несколько подобных примеров из практики

Большой шум в авиационном сообществе вызвала история с потерей американцами F-35B Lightning II, который считается самым смертоносным, малозаметным и совершенным истребителем в мире, обладающим повышенной живучестью. Свою живучесть он показал, когда 18 сентября пилот был вынужден из-за неисправности катапультироваться, а самолет в режиме автопилота полет продолжил. Пролетев 70-80 км, он упал. Поиски обломков длились более суток.

И привел несколько подобных примеров из практики

Возмущение члена палаты представителей Конгресса США Нэнси Мейс вызвало то, что на американском «национальном достоянии» стоимостью почти $100 млн нет элементарного радиомаячка, чтобы самолет можно было найти быстрее.

А вот заслуженный военный летчик России, экс-командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант в запасе Валерий Ретунский назвал этот случай обычным.

- Ничего криминального в этой ситуации не вижу, - заявил «МК» генерал. – Не понимаю, почему эта история раздувается на пустом месте.

- Возмущение в основном вызвано тем, что этот сверхсекретный самолет, потерпевший крушение недалеко от авиабазы, искали более суток. Разве такие машины не имеют специальных «маячков», чтобы с их помощью, в случае аварии, их легко было сразу же обнаружить?

- Что касается «маячков», на боевые самолёты их не ставят. Такой «маячок» стоит на системе спасения лётчика в спасательном парашюте. Когда лётчик катапультируется, парашют раскрывается, и сразу начинает работать эта маячковая система, которая у нас называется «Комар». Прибор начинает «пикать» в эфире на определенной волне, обозначая координаты местоположения лётчика. А на самом самолете ничего такого нет.

- Видимо, чтобы осложнить поиски обломков самолета противнику, если он во время боевых действий упал где-нибудь на чужой территории. А у нас подобные случаи бывали?

- Конечно. Один из самых нашумевших случаев произошел в июле 1989 года в Северной группе войск, дислоцированной в Польше, с нашим истребителем МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла. На нем тогда вылетел начальник политотдела 239-й истребительной авиадивизии. Это был его первый день, когда он вышел из отпуска и должен был восстановить свои летные навыки.

То есть полет был учебный, самолет шел без боекомплекта. Где-то на 40-й секунде полета начался помпаж двигателя: началась тряска из-за нестабильной работы. Обороты двигателя стали падать, плюс хлопок в левом воздухозаборнике, самопроизвольное выключение режима форсажа…

Летчик доложил на землю руководителю полетов. Тот приказал катапультироваться. А на этом самолете уже была система автопилота – режим стабилизации. То есть, если ты отпустил ручку управления, она останется в том же положении.

В результате, когда летчик катапультировался, двигатель через несколько секунд снова начал набирать обороты, и самолет перешёл в горизонтальный полет. У него появилась устойчивость по скорости. Он сам набирал скорость до определенной высоты, потом снова опускался. И так за 1 час 20 минут пролетел больше 900 км по Европе над территорией Польши, ГДР, ФРГ, Нидерландов, пока не упал где-то в Бельгии, когда у него кончилось топливо.

Причем натовцы, конечно, видели его, объявили тревогу. На его перехват с натовской авиабазы Сустерберг в Голландии подняли два американских истребителя F-15 Eagle. Они подлетали к нему несколько раз. Смотрят: на кабине фонаря нет, лётчика - тоже, а самолет летит. Понять не могут: как такое возможно?

Доложили на землю. Им приказали сопровождать его, сбивать только в крайнем случае, так как полет проходил над густонаселенными районами, мало ли куда потом обломки упадут.

- Можно сказать, первый боевой беспилотник был. Жаль, что мы после того случая эту тему не стали развивать.

- Да, сегодня бы нам это ой как пригодилось!

- Получается, суперсовременный американский F-35 смог пролететь без летчика на автопилоте даже меньше нашего старенького МиГ-23.

- Да. И ничего в этом особенного нет. Таких примеров сколько угодно. В 1972 году, например, английский истребитель Hawker Siddeley Harrier над Данией поймал воздухозаборником птицу. Пилот катапультировался, а самолет летел еще минут 40 и упал в Германии. 

В 1987-м на аналогичном британском Harrier II с вертикальным взлетом произошло самопроизвольное катапультирование, летчик погиб. А самолет еще полтора часа летел в направлении Атлантики и только через 500 миль упал в море у побережья Ирландии.

В авиации всякое бывает…

- Ну хорошо, а почему же тогда разбившийся американский F-35B Lightning II так долго искали? Разве за его полетом не следили радары?

- Почему? Следили. Они его наверняка видели до определенного момента. А потом, как у нас говорят, он «под лепесток» радара ушел, его на экране уже видно не стало. Так что там уже точное место падения определить было трудно. Но в любом случае, его ведь не на другом конце страны искали? Примерное место было понятно, потому поиски и заняли такое время. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29118 от 20 сентября 2023

Заголовок в газете: «Потеряшка» за сто миллионов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру