После инцидента с захваченным в Красном море сухогрузом заговорили о вовлечении США в войну

Справятся ли американцы с защитой судов

Захват йеменскими хуситами из движения «Ансар Аллах» грузового судна в Красном море в воскресенье, 19 ноября, вызвало серьезную обеспокоенность о безопасности судоходства в этом регионе. Представители группировки намекнули, что «без колебаний нанесут удар по любому израильскому судну в Красном море или в любом месте, до которого смогут добраться». Заявленная «охота на израильские суда» в теории может обернуться беспорядочными атаками на корабли, проходящие в зоне досягаемости хуситов. Попробуем разобраться, какие существуют варианты обеспечения безопасности судов в акватории между Африкой и Азией.

Справятся ли американцы с защитой судов

В воскресенье боевики-хуситы захватили грузовое судно Galaxy Leader в Красном море. Захваченный корабль они назвали израильским, а атаку на него представили как своеобразный акт мести за происходящее в секторе Газа. Требование к экипажу было одно – изменить курс на йеменский порт Ходейда.

Представитель движения «Ансар Аллах» Яхья Сари подтвердил, что корабль был захвачен по причине того, что он «принадлежал израильтянам». Он также утверждал: «группировка продолжит проводить военные операции против израильского врага до тех пор, пока не прекратится агрессия против Газы и ужасные преступления против наших палестинских братьев в секторе Газа и на Западном берегу».

Было добавлено, что движение «без колебаний нанесет удар по любому израильскому судну в Красном море или в любом месте, до которого мы можем добраться».

Управляется судно японской компанией Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK), в ведении которой целых 818 кораблей. Экипаж состоит из граждан Болгарии, Украины, Румынии, Мексики и Филиппин. Само же судно было арендовано японской компанией у британской организации Ray Car Carriers. И вот она-то и была якобы основана израильским миллиардером Авраамом Унгером. Израиль отрицает какую-либо связь с кораблем. Но суть в другом. На борту судна израильтян не было. Получается, среди 1500 судов, проходящих через проливы каждый месяц, могут быть десятки связанных с Израилем и, соответственно, уязвимых для возможных последующих захватов хуситами.

Как бы то ни было, случившийся инцидент все еще может спровоцировать серьезную эскалацию конфликта между Израилем и ХАМАС. В худшем случае, предполагает «Аль-Джазира», это может стать первым шагом по вовлечению США и Ирана в прямое участие в войне.

Большая часть Красного моря в ширину составляет более 200 километров, но его южная оконечность (пролив Баб-эль-Мандеб) представляет из себя узкое место около 20 километров в ширину от йеменского острова Маюн до побережья Джибути и Эритреи.

Ежегодно через этот важный с экономической и стратегической точки зрения путь проходит более 17 тысяч судов (почти 50 кораблей в день). У многих из них есть легальный статус, как и у печально известного Galaxy Leader, который ходит под флагом Багамских островов. Это островное государство часто предлагает иностранным судам так называемый «удобный флаг». Страна с низкими налогами и менее жесткой трудовой политикой тем и привлекает операторов регистрировать свои судна именно там.

Ясно, что возлагать судьбу всех кораблей на милость хуситов рискованно. «Аль-Джазира» считает, что вариантов предотвращения возможных захватов каких бы то ни было судов в будущем три: отправка вооруженных кораблей для сопровождения коммерческих перевозок, уничтожение или серьезное ограничение наступательных возможностей хуситов на море и попытка убедить их воздерживаться от нападения.

В случае первого варианта возникает логичный вопрос – кто сможет обеспечить вооруженное военно-морское патрулирование в Красном море?

Очевидными кандидатами становятся граничащие с Красным морем страны: Саудовская Аравия и Египет. Плюс, у этих государств достаточно сильные и современные военно-морские силы. Однако же Саудовская Аравия сейчас переживает период хрупкого перемирия с хуситами, которое стороны явно не захотят нарушать. Египет же традиционно старается оставаться нейтральным, а поэтому втягиваться в эту непростую историю Каир тоже бы не захотел.

Израиль по определению не может предоставить ни одного своего корабля для этой цели. Это даже объяснений не требует. Единственным доступным в этом случае вариантом остаются Соединенные Штаты и их военно-морской флот.

С 7 октября США перебросили свои многочисленные силы на Ближний Восток. Группу, расположенную в Средиземном море (CSG 12), возглавляет авианосец с атомной установкой «Джеральд Форд». Команду CSG 2, в настоящее время находящуюся в Оманском заливе, возглавляет военный корабль «Дуайт Эйзенхауэр». Каждый авианосец сопровождают ракетный крейсер, два или три эсминца и флотилия вспомогательных средств (танкеры, корабли-хранилища и мобильные ремонтные базы).

У каждой из двух групп CSG есть четко определенная задача: CSG 12 призвана контролировать более широкую территорию Израиля, Палестины, Ливана, Сирии и Ирака для противодействия любым угрозам, которые могут привести к эскалации конфликта. Группа CSG 2 призвана наблюдать за Ираном и действовать против него в случае обострения ситуации.

По утверждениям «Аль-Джазиры», CSG «Эйзенхауэра» находится за пределами Ормузского пролива как прямой сигнал Ирану об отсутствии у США враждебных намерений. Да и Верховный лидер Исламской Республики аятолла Али Хаменеи ясно дал понять, что его страна будет продолжать поддерживать ХАМАС и палестинский народ, но сама вступать в войну не намерена.

Таким образом, CSG 2 формально демонстрирует далеко не воинственные интенции, оставаясь в Оманском заливе. Если же Соединенные Штаты захотят по какой-то причине усилить угрозу, то они могут переместить эту команду в Персидский залив. Но это считается маловероятным развитием событий. Во всяком случае, пока.

Помимо CSG, у ВМС США также есть отдельные корабли, контролирующие запуски ракет хуситов. В общем, средств у США, казалось бы, предостаточно для обеспечения безопасности судоходства в акватории Красного моря. Но есть нюанс.

Поскольку все эти активы выполняют конкретные задачи, возможности Америки ограничены. Единственные силы, которые могут использоваться для сопровождения коммерческих судов, – это судна, сгруппированные вокруг десантного авианосца USS Bataan, который в настоящее время находится к югу от Суэца. Перемещение его на юг, подчеркивают аналитики, ослабит потенциал США по реагированию на любую эскалацию вокруг сектора Газа.

Из этого вытекает следующий крайний вариант – атака на хуситов со стороны Соединенных Штатов. Действовать напрямую – значит, обрекать себя на неизбежную и серьезную эскалацию. Вашингтон, подмечает «Аль-Джазира», мог бы попросить Израиль атаковать порты хуситов ракетами большой дальности, но и это сопряжено с рисками.

Самый же реалистичный выход из непростой ситуации – деэскалация. Однако это может стать доступным, если все вовлеченные в эту историю стороны проявят сдержанность. Ставки высоки и что-то решать надо быстро. Еще один захват какого-либо судна в Красном море будет иметь эффект снежного кома: страны более активно будут втягиваться в конфликт, доводя его до точки невозврата.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру