Профессор Жданов назвал главное препятствие прекращению войны на Ближнем Востоке

«Без решения судьбы Палестины война будет продолжаться бесконечно»

«Без решения судьбы Палестины война будет продолжаться бесконечно»

Войну на Ближнем Востоке можно закончить только созданием независимого Палестинского государства. Об этом говорят западные и ближневосточные, в том числе – израильские, аналитики. Причем, невзирая на официальную позицию самого Израиля и его покровителя – США. Чем и как может завершиться эта война, рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

– Юрий Николаевич, происходит какой-то диссонанс. С одной стороны, все во весь голос буквально вопиют о необходимости немедленно прекратить бойню на Ближнем Востоке, но, с другой стороны, пальба и бомбардировки только усиливаются. Что происходит на самом деле?

– Что тут скажешь… Как сказал красноармеец Сухов: «Совсем озверел Черный Абдулла». Война в Газе сегодня пошла с особым ожесточением. Так, ракета ХАМАС попала в склад израильских боеприпасов, где могло быть ядерное оружие. В свою очередь, ЦАХАЛ начал затапливать туннели, что может привести к экологической катастрофе и исчезновению пресной воды в Газе. Уже можно документально говорить о геноциде палестинцев.

Но все войны однажды заканчиваются. И мировое сообщество думает о том, что будет после войны. А именно - о судьбе Палестины.

– Может, сначала надо подумать, как эту войну прекратить? А то – делят шкуру неубитого медведя…

– Нет, тут все правильно – без решения судьбы Палестины не будет и никакого прекращения войны. Иначе в разной степени интенсивности война будет продолжаться бесконечно.

- Если это всем настолько очевидно – в том числе и «коллективному Западу», - так зачем же дело стало? Надо создать Палестинское государство, как предписала ООН, и процесс пойдет...

– Проблема в упертости Израиля. Причем, в весьма странной упертости. Может, тут есть что-то мистическое? Наверное, библейский Моисей переворачивается в своей могиле. Надо же было сорок лет таскать по раскаленным пескам толпу евреев по самому нефтеносному региону планеты, а в итоге привести их в точку, где этой нефтью и не пахнет. И эта точка стала самой кровопролитной в мире. Вместо нефти.

– Американцы что-то предлагают?

– Да, и вполне разумные – на сегодняшний день,– меры.

Так, Филипп Гордон, советник вице-президента США по национальной безопасности, находился 5 декабря в Тель-Авиве, чтобы передать беспокойство арабских лидеров, с которыми вице-президент Камала Харрис встретилась в Дубае, и их настойчивость в отношении возможного политического пути к палестинскому самоуправлению.

– Передал?

– А толку-то? Байден и Нетаньяху расходятся во мнениях. Да, Байден согласен с тем, что ХАМАС должен быть отстранен от власти в секторе Газа. В то же время он выступает против повторной оккупации Израилем прибрежного анклава. Вместо этого он выступает за то, что он называет «обновленной» Палестинской автономией, которая также захватит сектор Газа. Но Нетаньяху воспротивился этому и 5 декабря заявил, что только Израиль может гарантировать, что сектор Газа останется демилитаризованным после уничтожения ХАМАС. «Я не готов закрыть глаза и принять какое-либо другое соглашение», - сказал израильский премьер. Как-то так.

- Упорный мужчина. Но ведь он должен понимать, что однажды возникнет предел западной поддержки Израиля? И что, в Израиле совершенно не принимают создания Палестинского государства?

– Тут есть нюансы в психологии израильтян. Как иллюстрация – анекдот о заседании Кнессета, где обсуждался самый животрепещущий вопрос по поводу пополнения израильского бюджета. То есть, где взять денег? Было предложено объявить войну России (как актуально, не правда ли?). Но мы же проиграем, возмутились парламентарии. Ну и что? Вон Франция, Германия, Япония воевали с Россией, да, таки проиграли, – и как теперь живут! Но один умудренный жизнью еврей задал неожиданный вопрос: а если мы победим?

– Да, забавно. Все же, военную победу над ХАМАС Израиль вполне в состоянии одержать. Но что дальше?

– Об этом и речь. Есть недавняя статья Йошки Фишера (министра иностранных дел и вице-канцлера Германии с 1998 по 2005 г. г., ярого последователя американской политики) в Project Syndicate «Решение о создании двух государств в XXI веке». Он пишет: «Мир между Израилем и палестинцами, основанный на сосуществовании двух государств, – это не просто высокая дипломатическая мечта. Ради глобальной стабильности в XXI веке это практическая политическая необходимость. Варианты прекращения конфликта практически не изменились. Теоретически одна сторона могла бы одержать победу, завоевав всю территорию между рекой Иордан и Средиземным морем и изгнав побежденную сторону. Но этот результат никогда не будет принят международным сообществом в XXI веке. Таким образом, единственный вариант для обеих сторон – это пойти на компромисс путем создания двух государств с тесными экономическими взаимосвязями – как это предполагало большинство в ООН три четверти века назад».

- Йошка Фишер предлагает что-то конкретное?

– У него есть вполне здравые идеи. По его мнению, «прежде всего, обеим сторонам придется признать законные претензии друг друга. Нельзя просить Израиль пойти на компромисс в вопросах своей безопасности. И нельзя ожидать, что палестинцы откажутся от независимого государства в безопасных границах или согласятся на захват земель на Западном Берегу израильскими поселенцами.

Как только война в Газе закончится, наиболее неотложными задачами будут: разработка новых параметров для возобновления мирного процесса; реформирование нефункционирующей Палестинской национальной администрации; осуществление перестановок в израильском руководстве.

Если крайне правое правительство премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху сохранится, любые попытки возобновить мирный процесс сразу же потерпят неудачу».

– О, как! А что, с нынешним правительством Израиля что-то может случиться?

– Еще как может! Над нынешним премьер – министром Израиля - Биньямином Нетаньяху нависла нешуточная угроза. Об этом свидетельствует возобновившийся против него судебный процесс по делу о коррупции. Нетаньяху не присутствовал на слушаниях 4 декабря. Израильскому лидеру были предъявлены обвинения в мошенничестве, взяточничестве и злоупотреблении доверием по трем делам, возбужденным в 2019 году. Если его признают виновным по делу о взяточничестве, ему может грозить до 10 лет тюремного заключения и – или - штраф.

Первоначально судебный процесс был приостановлен из-за пандемии COVID-19, а в последнее время - из-за войны Израиля с сектором Газа после нападения ХАМАС 7 октября. Обвинение Нетаньяху было оглашено тогдашним генеральным прокурором Авихаем Мандельблитом 21 ноября 2019 года. Будучи первым действующим премьер-министром Израиля, представшим перед судом в качестве обвиняемого, Нетаньяху отрицает все обвинения и утверждает, что они являются частью политически мотивированной охоты на ведьм с целью отстранить его от должности.

Хотя Нетаньяху освобожден от присутствия на судебных слушаниях, его могут попросить дать показания в течение нескольких месяцев. И Нетаньяху, и государство имеют возможность обжаловать решение, что еще больше продлит действие резолюции и потенциально передаст дело в Верховный суд страны. Ожидается, что громкое судебное разбирательство продлится еще несколько месяцев, а если потребуется апелляция, то это может занять годы.

– Сочувствую премьеру (ну, может, не вполне искренне). Но, как известно, претензии израильтян к Нетаньяху связаны не только с коррупцией?

– Да, Нетаньяху уже несколько месяцев сталкивается с протестами против его спорного плана реформы судебной системы. Критики обвиняют его в использовании законодательства, чтобы обойти свои проблемы с законом. Однако его популярность остается низкой, и многие израильтяне возлагают на него ответственность за нарушения безопасности, приведшие к нападению ХАМАС 7 октября.

По ходу судебного разбирательства политический ландшафт в Израиле, вероятно, претерпит существенные изменения. Исход суда определит, сможет ли Нетаньяху продолжать занимать пост премьер-министра, что потенциально может привести к его отстранению от должности и назначению наказания. Однако, учитывая процесс апелляций и возможность дальнейших судебных баталий, окончательное решение дела может занять значительное время.

- Точка зрения «коллективного Запада» в лице Йошки Фишера понятна. А что думают по этому поводу жители Ближнего Востока?

– Вот это – самое интересное. Для остроты ощущений приведу мнение даже не арабов, тем более – палестинцев, а самого настоящего, коренного израильтянина - Менахема Кляйна, профессора политологии в Университете Бар-Илан. Он был советником израильской делегации на переговорах с ООП в 2000 году и был одним из лидеров Женевской инициативы.Недавно была опубликована его статья «Высокомерие Израиля помешало политическому пути Палестины. 7 октября раскрыли стоимость этому». Вот его слова: «В феврале и марте 2021 года ФАТХ и ХАМАС, две конкурирующие палестинские политические партии, достигли соглашения о проведении выборов президента Палестинской автономии, ее Законодательного совета и вступлении ХАМАС в Организацию освобождения Палестины (ООП). Выборы планировалось провести в соответствии с соглашениями в Осло, после чего продолжились переговоры с Израилем о создании Палестинского государства.

Соглашение включало в себя обязательство соблюдать международное право, создать государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, признать ООП в качестве законной и исключительной зонтичной структуры и передать отдельное правительство в секторе Газа в Палестинскую администрацию.

Президент Махмуд Аббас направил соглашение новой администрации Байдена и европейским правительствам в надежде, что они поддержат проведение национальных выборов с участием ХАМАС, а затем окажут давление на Израиль, чтобы тот разрешил голосование на оккупированных территориях, в том числе в Восточном Иерусалиме. В то время Аббас считал, что подписание соглашения ХАМАС было выигрышной картой. Судя по всему, оно включало в себя уступку ХАМАС не выдвигать кандидата в президенты от своего имени, тем самым предоставляя Аббасу возможность снова баллотироваться практически без каких-либо возражений.

Соглашение ФАТХ-ХАМАС не возникло на ровном месте. Четырьмя годами ранее ХАМАС опубликовал свои «Общие принципы и политику» — пересмотренный организационный документ, который существенно отличался от фундаменталистских принципов первоначального устава группировки от 1987 года и фактически признавал соглашения Осло как существующий политический факт. Еще раньше, в 2014 году, в присутствии и при посредничестве эмира Катара в Дохе руководство ФАТХа во главе с Аббасом встретилось с руководством ХАМАС во главе с Халедом Машалем. Полный протокол переговоров был опубликован в официальном документе Эмиратов. По сути, послание руководства ХАМАС было ясным: «Если вы в ФАТХ убеждены, что можете получить от Израиля государство по образцу 1967 года путем переговоров, сделайте это. Мы не будем вмешиваться».

– То есть, даже радикалы из ХАМАС были готовы к компромиссу?

– Получается, так. Но такие же радикалы из Израиля – нет. Менахем Кляйн пишет: «Как и ожидалось, Израиль возражал против включения Восточного Иерусалима в выборы, считая это подрывающим его претензии на суверенитет над оккупированной и аннексированной частью города. Тем не менее, ХАМАС все равно предложил провести выборы и принял ограничение, введенное Израилем. Но Израиль и США оказали на Аббаса сильное давление, чтобы тот все равно их отменил.

Конечно, у Аббаса были политические причины отменить выборы, а у ХАМАС – настаивать на них. Опросы общественного мнения показали, что подавляющее большинство палестинцев хотели бы, чтобы Аббас завершил свой срок, и что ХАМАС может одержать еще одну победу на выборах. Однако эти опросы также показали, что Марван Баргути, известный политический заключенный, который намеревался бежать из своей израильской тюремной камеры, победит любого другого кандидата в президенты. Если бы выборы не были отменены и популярный лидер появился бы демократическим путем, мы, вероятно, оказались бы в совершенно другой политической реальности.

В конце концов, под сильным давлением Аббас капитулировал. Через несколько дней началась «Интифада единства», а вместе с ней и операция ХАМАСа «Меч Иерусалима» и израильская операция «Страж стен».

– Получается, что Израиль, по сути, волей-неволей спровоцировал нападение ХАМАС 7 октября?

– Судить не берусь, но по косвенным признакам получается, что – да, спровоцировал, загнав ХАМАС в безвыходное положение. А в таком положении и кролик звереет. А ХАМАС – отнюдь не кролик…

– И отчего же ХАМАС столь озверел?

– Менахем Кляйн утверждает, что из-за высокомерия израильского истеблишмента – гордыня взыграла. Мол, слишком велики были прежние военные победы израильтян и все вокруг их, якобы, страшно боятся.

Да, победы у них имеются, но и арабы многому научились. Впрочем, сейчас не об этом – о зазнайстве. Как выясняется, шапкозакидательство присуще не только нам, русским. Высоцкий пел, что в Израиле «на четверть наш народ». И вот этот «наш народ» в 1971 году после Шестидневной войны считал, что положение страны «никогда не было лучше». (Ход этого блицкрига разбирать не буду – кому интересно, посмотрят в Интернете. Но это была действительно блестящая военная операция).

Вот и Нетаньяху до недавнего времени считал, что политика правительства была успешной и что разрешение выборов и реорганизация палестинского политического руководства разрушит все, что построил Израиль. Давний успех ослепил Израиль, и, как и в 1973 году, премьер решил, что ситуация никогда не была лучше. Все самоуспокоились.

– Но так ли это было на самом деле?

– Увы, нет. Напомню, с 2006 года политика Израиля в отношении палестинцев состояла из трех ключевых компонентов, каждый из которых поддерживался Соединенными Штатами и европейскими странами.

Во-первых, Израиль должен иметь полный контроль над сектором Газа извне, обеспечивая физическое, юридическое и политическое отделение сектора Газа от Западного берега, а также поддержание соперничества между ФАТХ и ХАМАС. В этом контексте Израиль пытался укротить ХАМАС, предоставляя иностранное финансирование, чтобы помочь ему удержать бразды правления, а также периодически нанося военные удары, чтобы ограничить его власть и заставить его подчиняться израильскому порядку.

Во-вторых, Израиль предпочитал урегулировать конфликт с палестинцами в целом, а не решать его. Фактически, наряду с расширением поселений на Западном Берегу, Израиль создал единый режим с господством между рекой Иордан и Средиземным морем и превратил Палестинскую администрацию в субподрядчика, контролирующего палестинцев от своего имени.

В-третьих, Израиль работал над тем, чтобы значительно уменьшить более широкий израильско-арабский конфликт посредством соглашений о нормализации отношений с арабскими государствами и оставить палестинцев изолированными и слабыми. Подписание Авраамовских соглашений стало, по сути, декларацией о том, что палестинцы отданы на милость Израиля.

Как раз в тот момент, когда политика Израиля оказалась на пике своего успеха благодаря соглашению о нормализации отношений с Саудовской Аравией и завершению строительства стены вокруг сектора Газа, 7 октября все рухнуло с ужасными человеческими жертвами для израильтян и палестинцев. А могло быть иначе.

– Выходит во всем (или почти во всем) виноват Нетаньяху?

– Ну, зачем так примитивно? Не только Нетаньяху формировал политику Израиля. С 2006 года израильские политические и силовые ведомства – все политики, генералы и руководители разведки – стали полноправными партнерами в формулировании и реализации ныне провалившегося подхода. Многие из них до сих пор не понимают, в какой степени кровавое наступление ХАМАС требует радикального изменения направления. Скорее, они стремятся вернуться к прежним принципам и найти очередного субподрядчика для управления сектором Газа от имени Израиля, будь то какая-то местная организация, ПА Аббаса или международная организация. Но ни одно такое образование не может функционировать без легитимности, предоставленной ему палестинскими выборами. В противном случае его просто воспримут как незаконного пособника жестокого оккупанта».

Менахим Кляйн считает, что Израиль должен вернуться к той политической схеме, которая была отвергнута в 2021 году, чтобы создать новую реальность: «Выборы – это не только достижение результатов, но и обеспечение процесса обновления партий и их политики. Помимо прекращения огня, Израилю нужны палестинские выборы как переломный момент, который может привести к созданию независимой Палестины на всех оккупированных в 1967 году территориях, вместо того, чтобы копировать неудавшийся порядок, который Израиль навязывает на Западном Берегу, в секторе Газа».

– Что нужно для создания Палестинского государства кроме, разумеется доброй воли Израиля и арабов?

– Нужно будет много чего. На создание Палестинского государства будут влиять следующие факторы: масштабы разрушений, гуманитарного и экологического кризиса в Газе; общее количество жертв среди мирного населения; количество оставшихся в живых боевиков ХАМАСа, их командиров и политических лидеров; наличие миротворческих сил под эгидой ООН, их способность сдерживать агрессивный потенциал и ХАМАСа, и ЦАХАЛа; образования субъекта, который объявит условия выборов. Это – как минимум.

А как максимум, нужна безусловная поддержка таких выборов в арабском, исламском мире, и обязательно - главным союзником Израиля, то есть США.

Что очень важно: свое слово должны непременно сказать и великие ядерные державы – Китай и Россия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру