Путин «благословил» на морскую службу «внучку» легендарного российского броненосца

Подробности биографий предыдущих кораблей, названных в честь Александра III

11 декабря в состав российского военно-морского флота вошли сразу два могучих подводных ракетоносца. В Северодвинске президент Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии поднятия флага на атомных подлодках «Император Александр III» и «Красноярск». Первая из этих субмарин является «внучкой» боевого корабля Российского императорского флота – эскадренного броненосца с героической, но очень трагичной судьбой. «МК» узнал подробности биографии «дедушки».

Подробности биографий предыдущих кораблей, названных в честь Александра III

- Это уже третий по счету корабль, которому дали имя предпоследнего русского императора. «Дедушкой» нынешней «виновницы торжества» стал в начале прошлого века один из новейших тогда российских броненосцев, входивший в эскадру адмирала Рожественского, которая почти 120 лет назад вступила в сражение с японским флотом у острова Цусима, - рассказывает специалист в области морской истории Дмитрий Мазур. – Эскадренный броненосец «Император Александр III» был включен в 1-й броненосный отряд и шел там вторым – сразу вслед за флагманским «Суворовым».

Как известно, Цусимское сражение - одна из самых крупных морских битв за всю историю человечества. И едва ли не самая трагическая в биографии российского флота. Эскадра Рожественского потерпела сокрушительное поражение, лишившись десятков кораблей и не сумев при этом нанести хоть мало-мальски адекватный урон японцам.

Причин тому специалисты назвали немало. Однако в этом списке нет упоминания о недостойном поведении в бою русских моряков. Наоборот, во всех свидетельствах упоминается, что наши матросы и офицеры вели себя героически и не щадили жизни, сражаясь с противником. А среди самых отважных оказался экипаж «Александра III» - броненосца, который успел прослужить под Андреевским флагом всего 7 месяцев.  

Следует отметить, что события из очень короткой истории существования этого броненосца весьма тесно переплетаются с эпизодами, относящимися к биографии долгожителя отечественного флота – знаменитого «крейсера революции» «Аврора».

Торжественная закладка нового эскадренного броненосца «Император Александр III», на которой присутствовал царь Николай II, состоялась в Санкт-Петербурге 11 (24 – по новому стилю) мая 1900 года. И в тот же день произошла еще одна важная для отечественного военно-морского флота церемония: на соседней верфи спустили на воду (тоже в присутствии российского монарха) крейсер 1-го ранга «Аврора».

Спустя 5 лет оба корабля приняли участие в Цусимском сражении. Но только «Авроре» тогда повезло, – она оказалась в числе немногих кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, которые уцелели после этой грандиозной морской «мясорубки». А вот «Александр» погиб. Он подвергся сильнейшему артиллерийскому обстрелу и, судя по хронологии боя, пошел на дно одним из первых. При этом так уж получилось, что именно «Император Александр III» внес самый большой вклад в список жертв Цусимы: среди почти 5000 погибших моряков эскадры Рожественского более 850 – офицеры и матросы с «Александра» (то есть фактически каждый шестой русский моряк, отдавший свою жизнь в этом бою).

Согласно штатному расписанию на «Александре III» служили 30 офицеров и 837 матросов. По распоряжению государя Николая Александровича новейший броненосец, названный в честь его отца-монарха, был укомплектован чинами Гвардейского экипажа, – то есть службу там несла элита отечественного флота, а командовал стальным гигантом капитан 1 ранга Николай Михайлович Бухвостов – потомок одного из самых первых российских гвардейцев, служивший во времена Петра Великого. И в бою эти моряки не посрамили своего высокого звания.

Сохранились свидетельства очевидцев, что накануне отправки эскадры на Дальний Восток Бухвостов во время торжественного застолья по такому случаю произнес фразу, оказавшуюся пророческой: «Мы все умрем, но не сдадимся!» Действительно, «Александр III» оказался единственным из крупных кораблей российской эскадры, который погиб со всем своим экипажем.

В Цусимской «битве корабельной артиллерии» на долю этого корабля выпало немало тяжелых испытаний. Будучи вторым мателотом в строю головного отряда эскадры, «Александр» уже вскоре после начала сражения заменил вышедшего из строя в результате попадания многочисленных снарядов и объятого пламенем флагманского «Суворова». Теперь 2-ю Тихоокеанскую вел вперед гвардейский броненосец.

Именно на нем сосредоточила огонь японская эскадра, в которую входили в том числе 12 броненосцев и броненосных крейсеров. На «Александра» обрушилась лавина снарядов. Что творилось среди этих бесконечных взрывов на броненосце, кто управлял им, а значит и определял движение всей эскадры, мы уже никогда не узнаем. Судя по свидетельствам моряков с других кораблей, можно констатировать только, что «Александр III» неоднократно совершал маневры, пытаясь в том числе прикрыть от новых ударов вражеской артиллерии беспомощного флагмана, а потом сумел на какое-то время вывести эскадру из-под огня японцев.

Один из участников Цусимского сражения, будущий известный писатель Алексей Новиков-Прибой писал:

«С именем этого броненосца навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы… Он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда… В шесть часов (вечера), сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи разбитых частей вырывались фонтаны огня… Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил… Он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено…»

Впоследствии в российском флоте появился еще один корабль, которому присвоили имя императора Александра III. Линкор с таким названием был спущен на воду в Николаеве летом 1914-го, через несколько дней после начала 1-й мировой войны. Впрочем этот гигант вступил в строй Черноморской эскадры 17 июля 1917 года уже под другим названием. В связи с революционными переменами, охватившими к тому времени страну, прежнее «монархическое» имя сменили в апреле 1917-го на новое – чтобы звучало в духе времени. И стал линкор «Волей».

Судьба экс-«Александра» оказалась печальной, хотя и не столь трагической, как у его предшественника-«гвардейца». «Воля» - побывав в распоряжении большевиков, белогвардейцев, немцев, англичан и вновь белогвардейцев (причина таких многократных смен хозяев в череде событий – в том числе договоров и перемирий, которыми изобиловал период Гражданской войны) - участвовала в знаменитом «исходе» белой армии Врангеля из Крыма в 1920-м, будучи к тому времени еще раз переименована и став «Генералом Алексеевым» - в честь военачальника, активного участника Белого движения, руководителя Добровольческой армии. 

Вместе с еще несколькими кораблями Черноморского флота линкор совершил дальний переход в Средиземное море и на протяжении долгих лет оставался в тунисском порту Бизерта, будучи интернирован тогдашними хозяевами этих мест – французами. В 1936-м уже окончательно обветшавший корабль был сдан на утилизацию.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру