Токаев приказал начать перестройку в Казахстане: страна должна измениться до неузнаваемости

Предприятия – продать, соцвыплаты – ограничить

В Казахстане главой страны Токаевым был представлен новый состав правительства и озвучены основные поручения. Большая часть поручений ориентирована на внутреннюю политику: ЖКХ, здравоохранение, экономика. «МК» разбирается, справится ли Мажилис с озвученными вызовами.

Предприятия – продать, соцвыплаты – ограничить

На своем выступлении Токаев ознаменовал ориентацию экономики на либерализацию. Он заявил, что необходимо запустить новый инвестиционный цикл, чтобы обеспечить чистый приток прямых иностранных вложений. Он обозначил, что особенно об этом стоит задуматься акимам: «Акимы по старинке делают упор на выбивание бюджетных средств вместо привлечения частных вложений... Задача привлечения частных инвестиций должна быть для акимов одной из самых важных».

Также он отметил, что необходимо провести грамотную приватизацию, а также вывести национальные компании на IPO. То есть намечен курс на дальнейшую распродажу государственной собственности в частные руки. А то, что продать не получается, нужно вывести на биржу, чтобы делить управление предприятии вместе с другими акционерами. Еще одним источником инвестиций должны стать возвращенные в Казахстан незаконно выведенные активы.

«Поручаю правительству совместно с АСПИР, Агентством по защите и развитию конкуренции в течение месяца подготовить Указ о либерализации экономики. Документ должен фокусироваться на трех направлениях: развитии рыночной конкуренции, проведении эффективной приватизации, реформе квазигосударственного сектора", – отметил президент Казахстана.

Подытоживая: основной акцент экономической деятельности Казахстана будет обращен на привлечение инвестиций извне. Отметим, что в тройку стран по прямым инвестициям в Казахстане в первой половине 2023 года вошли Нидерланды (3 млрд долларов), США (1,9 млрд долларов), Швейцария (1,7 млрд долларов). То есть, скорее всего, подобное решение ориентировано больше на западных партнеров.

Еще один признак ориентировки Казахстана на Запад – это его слова о социальной политике государства: «Социальной помощью мы породили в обществе психологию иждивенчества, чего нет в развитых странах». Он заявил, что необходимо перестроить систему социальной помощи, чтобы она была ориентирована в первую очередь на трудоустройство населения, а не на выплаты. 

Что касается социальных реформ, то Токаев отдельно отметил проблемы с медицинским страхованием. Он заявил, сто система обязательного медицинского страхования с регулярными отчислениями действует уже несколько лет, однако прогресса в этой отрасли никакого нет.

Тем временем в новом правительстве Казахстана из 26 человек 21 перешли из старого состава Кабмина. Среди "новеньких" в правительстве – премьер-министр и четыре министра. Формирование нового правительства началось с назначения премьер-министра – им стал Олжас Бектенов, который перешел на эту должность из Администрации президента.

Назначение Олжаса Бектенова связывают как раз с необходимостью масштабных экономических реформ, в том числе связанных с возвращением вывезенных из Казахстана капиталов. Учитывая его опыт в Агентстве противодействия коррупции, казахстанские политологи отмечают, что Бектенов знает все коррупционные риски и слабые места функционирования системы, и благодаря этому он может выстроить эффективную работу правительства.

Новый министр финансов – Мади Такиев. Практически весь его карьерный путь так или иначе связан с налогами: инспектор и главный налоговый инспектор, начальник отделов по работе с СМП и аудита Налогового комитета по городу Алматы, начальника отдела управления администрирования акцизов Налогового департамента по Алматинской области, заместитель начальника налогового Департамента по городу Алматы, начальник управления Налогового комитета министерства финансов, директор департамента налоговой и таможенной политики министерства национальной экономики, руководитель департамента государственных доходов по Атырауской области, директор департамента налогового контроля комитета государственных доходов. То есть от нового министра навряд ли стоит ожидать каких-то послаблений в надзоре за доходами населения. Скорее, напротив, произойдет ужесточение контроля. 

О новом министре национальной экономики трудно что-то сказать, так как он не был публичной фигурой до этого момента. Новый министр национальной экономики Нурлан Байбазаров долгое время занимал руководящие должности в национальном управляющие холдинге «Байтерек». В конце января Байбазаров отчитывался о работе холдинга Токаеву. Тогда, как сообщил Нурлан Байбазаров, в рамках развития реального сектора экономики «Байтерек» превысил плановые показатели финансирования крупных проектов и лизинговых сделок на 24%; проектов микро-, малого и среднего бизнеса – на 42%. Видимо, подобный отчет очень сильно впечатлил Токаева.

Отставка министра здравоохранения не стала удивлением для жителей Казахстана. К прошлому министру, Ажар Гиният, было большое количество претензий. Например, одна из непопулярных мер, которую высказывала министр: не выдавать незастрахованным гражданам водительские права, право на хранение оружия и медицинские справки. При этом сами больницы, несмотря на введение обязательного медицинского страхования, не стали более технически обеспечены. Да и проблемы с записью пациентов и перенапряжением системы все еще существовала.

Новый министр Акмарал Альназарова работала начальником областного управления Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг министерства здравоохранения, директором медицинского колледжа, заместителем акима Кызылординской области, руководителем управления здравоохранения Кызылординской области, первым заместителем председателя областного филиала партии «Нур Отан». Кроме того, по образованию она доктор медицинских наук, врач-организатор-гигиенист и врач-педиатр высшей категории.

Последний новый человек – Чингис Аринов, который занял должность министра по чрезвычайным ситуациям. До этого Аринов был замначальника Службы государственной охраны Казахстана – начальником Службы охраны президента. Многие эксперты опасаются, что он мог быть назначен за проявление своей лояльности к президенту, а не за профессиональные качества. Учитывая, что его работа никак не была связана с предотвращением массовых ЧП. Предыдущие же министры по ЧС были профессиональными МЧС-никами.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру