«Неожиданный удар»: оценены перспективы российско-турецких отношений после «крупнейшего поражения Эрдогана»

Эксперт не увидел причин для беспокойства

Муниципальные выборы в Турции, прошедшие в последний день марта, даже президент республики Реджеп Тайип Эрдоган назвал «поворотным моментом» для страны. Впервые за 20 лет оппозиционные силы обходят правящую партию и тем самым сохраняют контроль над крупными городами, в том числе Стамбулом и Анкарой. Ожидаемо, оппозиция стала призывать к проведению досрочных президентских выборов, что администрация Эрдогана отвергла. Попробуем разобраться, могут ли итоги выборов изменить отношения Анкары с Москвой.

Эксперт не увидел причин для беспокойства

«Крупнейшее поражение», «неудача Эрдогана», «неожиданный удар»: все это эпитеты, которыми западная пресса охарактеризовала итоги прошедших муниципальных выборов в Турции.

Уже поздно вечером в воскресенье мэр Стамбула Экрем Имамоглу от Народно-республиканской партии (НРП) заявил, что он обошел кандидата от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на более чем один миллион голосов.

«Те, кто не понимает послания нации, в конечном итоге проиграют. Сегодня вечером 16 миллионов жителей Стамбула направили послание как нашим соперникам, так и президенту», – заявил Имамоглу.

Примерно то же самое происходило и в столице – Анкаре. Мансур Яваш от НРП заявил о победе над своим соперником, тоже назвав результат «четким посланием тем, кто правит этой страной». Подхватил эту волну и Измир.

В общей сложности НРП одержала победу в 36 из 81 провинции Турции, сообщило государственное агентство Анадолу, вторгнувшись во многие оплоты ПСР.

С необходимой для такого момента выдержкой президент Турции Эрдоган с достоинством признал, что его партия «потеряла высоту» по всей стране, и заявил, что будет самостоятельно размышлять и исправлять любые ошибки: «Мы исправим наши ошибки и исправим наши недостатки».

Эрдоган также заявил, что местные выборы завершились со зрелостью, подобающей демократии, и отметил, что за исключением некоторых отдельных случаев не было никаких серьезных инцидентов, которые могли бы омрачить атмосферу.

«Благодаря здравому смыслу наших граждан, турецкая демократия еще раз доказала свою зрелость. Прежде всего, я должен сказать здесь одну вещь. Как вы знаете, выборы — самые критические дни демократии. Воля нации проявляется у урны для голосования… 31 марта – это не конец для нас. Фактически это поворотный момент», – заявил Эрдоган.

Президент Эрдоган отметил, что это было 18-е испытание ПСР на выборах: «Нам всегда удавалось, и мы будем продолжать добиваться успеха. Я верю в вас, я верю в будущие победы».

Эрдоган, будто предвосхищая дальнейшее развитие событий, упомянул предстоящие в 2028 году президентские выборы: «У нас впереди четыре года. Мы осознаем свою ответственность. Теперь мы будем работать над решением неотложных вопросов – от восстановления пострадавшего от землетрясения региона до экономики».

Турецкая оппозиция на волне своего триумфа начала раскручивать идею необходимости проведения досрочных выборов президента страны. Практически молниеносно главный советник Эрдогана Мехмет Учум заявил: «Тем, кто на основании полученных голосов на муниципальных выборах делает ставку на досрочные всеобщие выборы, не следует тратить свое время. Турция будет проводить реформы во всех областях в течение четырех лет без досрочных выборов до 2028 года. Президент Эрдоган под своим руководством приведет Турцию к новому этапу. Ни у кого не должно быть никаких сомнений в этом».

Учум также намекнул оппозиционным силам, что не нужно даже пытаться выстраивать аргументацию в сторону досрочных выборов на основании результатов муниципальных выборов. По его мнению, это «пустые надежды и рассуждения», которые «некоторые круги» могут попытаться сформировать.

Поствыборная атмосфера в Турции – в принципе, не новинка. Ситуация, когда оппозиция усиливает свою повестку и пытается расшатать внутреннюю стабильность после дня (или дней) голосования, происходит во многих странах мира. Что касается Турции, то раскочегаривает обстановку случившийся триумф оппозиции. Однако как сами результаты муниципальных выборов, так и призывы к проведению досрочных президентских выборов невольно формируют в голове вопрос: как все это отразится на внешнеполитическом курсе республики, в частности на отношениях Анкары с Москвой.

– Отношения между Россией и Турцией обусловлены, с одной стороны, хорошими отношениями между президентами двух стран на протяжении последних 20 лет (в том числе еще когда Эрдоган был премьером). Когда уже и Эрдоган стал президентом, отношения продолжились, – комментирует главный редактор «МК-Турция» Яшар Ниязбаев. – Но самая главная причина, из-за которой Эрдоган не присоединялся к санкциям, – Турция соседствует с Российской Федерацией, у Турции очень много экономических проектов, и главным образом здесь играет роль прагматика. Все те крупные проекты и то, что получает Турция от России (например, покупая газ, получая определенные скидки, стороны договариваются по объемам), – это все то, от чего Турция не может отказаться ни при каком лидере. Поэтому я бы не стал говорить о том, что пришла оппозиция и отношения как-то испортятся… Еще очень много лет до всеобщих выборов. За это время многое может измениться, поэтому говорить о каких-то беспокойствах рано. Как говорят в Турции, даже 24 часа для политики много. А тут еще четыре года до парламентских и президентских выборов. До 2028 года многое может измениться.

Очень важно: несмотря на то, что оппозиционные политики кажутся прозападными, они все равно настроены антиимпериалистически, – продолжает эксперт. – Я не думаю, что кардинально что-то может измениться. Мы и так уже можем констатировать очень много проблем и ограничений (например, в банковской сфере) между Турцией и Россией. И это происходит не при оппозиционном мэре или президенте, а при Эрдогане. Давление есть давление. Уметь лавировать – тоже искусство. До сих пор у Эрдогана получалось, но, как мы видим, не получается 100%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру