Дисциплинированная бунтарка с материнскими чувствами: у президента Мексики нашлись российские корни

Клаудия Шейнбаум: путь к лидерству оказался уникальным

На выборах в Мексике, прошедших 2 июня, уверенную победу одержала Клаудия Шейнбаум. Для неспокойного североамериканского государства, буквально страдающего от раздувшейся власти наркокартелей, избрание Шейнбаум стало историческим моментом. Она станет первой женщиной-президентом Мексики. Новый обаятельный лидер государства вступит в должность 1 октября. А пока она примеряет на себя новый статус, мы познакомимся с этой таинственной незнакомкой, завоевавшей сердца суровых мексиканцев, поближе.

Клаудия Шейнбаум: путь к лидерству оказался уникальным

тестовый баннер под заглавное изображение

Мексиканка в третьем поколении с еврейскими корнями, выдающийся ученый

Клаудия родилась в светской еврейской семье в Мехико в 1962 году и была второй из троих детей. Ее бабушка и дедушка-ашкенази по отцовской линии эмигрировали в Мехико еще в 1920-х годах из Литвы, ранее входившей в состав Российской империи. А вот бабушка и дедушка-сефарды бежали в столицу Мексики из Болгарии в 1940-х годах, спасаясь от Холокоста.

Смело можно сказать, что девочка росла в семье ученых. Отец – Карлос Шейнбаум Йоселевиц – инженер-химик. Мать – Анни Пардо Семо – молекулярный биолог, почетный профессор факультета естественных наук Национального автономного университета Мексики. Кстати, по стопам родителей пошел брат Клаудии – Хулио – став ученым-физиком.

В одной из программ радиостанции NPR за 2018 год Клаудия вспоминала, что отмечала еврейские праздники у бабушки и дедушки, но «ее домашняя жизнь была светской».

Как пишет о ней англоязычная газета Mexico News Daily, семья Шейнбаум Пардо, возможно, не была религиозной, но она определенно была политической. Оба родителя Клаудии участвовали в студенческих движениях 1960-х годов, а ее отец даже был членом Коммунистической партии Мексики.

Подруга Анни Пардо, Сильвия Торре, рассказала в подкасте Politica Deja Vu, что дети выросли в «атмосфере политической критики» и что семья Шейнбаум иногда водила своих детей по выходным навестить политзаключенных в столичную тюрьму Лекумберри.

Событием, которое, наверное, и определило мировоззрение Клаудии, стала Резня Тлателолько. Это произошло 1968 году. События поистине кровавые. Это была акция правительства против студентов и иных протестующих. Все произошло за десять дней до начала XIX Летних Олимпийских игр в Мехико.

Сколько людей было убито в тот день – вопрос спорный. По официальным данным, жертвами стали 30 человек. Другие источники утверждали, что количество погибших в разы больше и приводили цифру в 200-300 человек.

С 2009 года 2 октября для Мексики – день национального траура. Ежегодно тысячи людей выходят на акции, чтобы почтить память погибших во время тех событий.

На момент этих событий Клаудии было всего 6 лет. Ясно, что трагедия произвела неизгладимое впечатление на малышку. На третьих президентских дебатах в этот электоральный период Клаудия заявила, что «мы — дети и внуки 1968 года», который стал суровым испытанием для левых в современной Мексике, началом государственных репрессий и «грязной войны», оставившей в своей истории убийства, пытки и исчезновения.

Вообще, Клаудия росла разносторонним человеком. Обучаясь в Национальном автономном университете Мексики (UNAM), девочка изучала искусство балета. Однако балериной она решила не становиться, а сосредоточилась на изучении физики.

Она была активным участником политических и социальных дел, являясь частью более крупного студенческого движения того времени, «звездный» период которого пришелся на 1986 год с образованием Consejo Estudiantil Universitario (Студенческий совет университета, CEU).

Это были эдакие бунтари. CEU резко отреагировал на пакет реформ, представленный деканом UNAM Хорхе Карписо, который предусматривал повышение платы за обучение и введение дополнительных ограничений на прием.

«Наш аргумент заключался в том, что образование — это не товар, это право», — отметила Клаудия в документальном фильме 2023 года, снятом ее сыном Родриго Имазом.

«Она была тем, кто вносил порядок в бесконечные дебаты, особенно когда приходило время принимать важные решения, например, объявлять ли забастовку. Она впечатлила всех нас своей способностью проявлять систематичность и говорить: «Это правильный путь»», – поделился свои впечатлением социолог и друг Клаудии Артуро Чавес в материале, опубликованном в газете El País.

В итоге, протест CEU оказался успешным. Это привело к поражению «Плана Карписо». Движение стало ядром новой политической партии (Партии демократической революции, PRD), чей кандидат Куаутемок Карденас проиграл Карлосу Салинасу на беспокойных президентских выборах 1988 года.

Клаудия вышла замуж за однокурсника и активиста Карлоса Имаза в 1987 году и в следующем году родила дочь Мариану. Она продолжала участвовать в жизни PRD, но основные силы бросила на собственную академическую карьеру и воспитание дочки Марианы и сына мужа от первого брака Родриго.

Клаудия получила степень магистра в области энергетики в UNAM и поехала со своей семьей в Калифорнийский университет в Беркли, чтобы получить докторскую степень. По возвращении оттуда поступила на факультет инженерного института UNAM. В 1999 году она получила премию UNAM как лучший молодой исследователь в области техники и технологических инноваций.

Вторжение Клаудии Шейнбаум в правительство и первые скандалы

В 2000 году, когда Андрес Мануэль Лопес Обрадор стал мэром Мехико по списку PRD, он начал искать людей с техническими знаниями и политической лояльностью, которые могли бы присоединиться к его правительству. Он попросил Клаудию стать министром окружающей среды и заняться проблемами загрязнения в городе.

Клаудии в составе команды Обрадора была поручена и еще одна миссия: координировать строительство второго уровня кольцевой дороги в Мехико. Проект, завершенный в 2005 году, стал одним из самых значительных дорожных работ в Мехико за последние десятилетия. Он был призван уменьшить заторы, вызывающие концентрацию выбросов, пишет мексиканская пресса.

Фраза «el segundo piso» (второй этаж) станет лозунгом во время президентской кампании Клаудии в 2024 году, намекая на ее обещание построить «вторую историю» проекта Обрадора «cuarta transformación» (четвертая трансформация Мексики).

Именно в это время Клаудия пережила свой первый скандал в СМИ: в 2004 году появилось видео, на котором ее муж, служивший в высших эшелонах PRD, получает деньги от аргентинского бизнесмена. Это было частью серии видеороликов, показывающих аналогичные обстоятельства с участием людей, близких к Лопесу Обрадору, которые предположительно были результатом заговора его политических конкурентов.

Имаз взял на себя ответственность и сказал, что деньги были направлены на кампании PRD. Он был признан виновным в избирательных преступлениях, но позже оправдан из-за отсутствия доказательств. Имаз подал в отставку и к активной политической жизни не вернулся. Пара рассталась в 2016 году.

Шейнбаум продолжала поддерживать Лопеса Обрадора, когда он впервые баллотировался на пост президента в 2006 году. Она стала представителем его предвыборной кампании после его спорного и очень незначительного поражения от кандидата от PAN Фелипе Кальдерона и сыграла важную роль в расследовании фальсификаций на выборах.

В 2007 году Клаудия внесла свой вклад в работу Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, которая в том же году получила Нобелевскую премию мира. После второго поражения Лопеса Обрадора, представлявшего PRD на президентских выборах 2012 года, Клаудия сыграла важную роль в создании новой политической партии. Она участвовала в работе групп, ходивших от дома к дому и повышавших таким образом осведомленность людей о новом политическом образовании, получившем название «Движение национального возрождения» (Morena).

Тяжелый груз мэрства

В 2015 году Клаудия представляла Morena на выборах мэра района Тлалпан в Мехико и победила. Время ее пребывания на посту, отмечает Mexico News Daily, ознаменовалось землетрясением в Пуэбле в 2017 году и, в частности, обрушением частной школы Энрике Ребсамена, в результате которого погибли 19 детей и семь взрослых. Ее правительство подверглось критике за то, что разрешило школе продолжать работу, несмотря на явное нарушение правил зонирования.

В 2018 году Клаудия решила баллотироваться снова на пост мэра, но уже самого Мехико. И эта пробивная женщина вновь победила! Она набрала 47% голосов и стала первой женщиной-управленцем мегаполиса.

Тогда она произнесла удивительную фразу, которая, пожалуй, актуальна и для ее новой роли президента: «Не думайте, что, видя здесь этого тощего ученого, мы не будем достаточно сильны, чтобы заняться борьбой с преступностью».

Но, помимо работы над улучшением общественного транспорта, масштабную установку солнечных батарей, цифровизацию городской бюрократии, и этот срок в качестве мэра ознаменовался тяжелыми событиями: пандемией COVID и обрушением надземной части 12-й линии метро.

Хотя в Мехико было зарегистрировано большое количество смертей от коронавируса, руководство Клаудии Шейнбаум в целом считалось разумным и эффективным и часто контрастировало с федеральной политикой общественного здравоохранения.

Городская кампания вакцинации в конце 2020 года началась с трудом из-за разрозненности планировки и нехватки вакцин, поэтому Клаудия приняла волевое решение. Вместо того, чтобы создавать множество небольших центров вакцинации, разбросанных по всему городу, она распорядилась создать шесть мегацентров вакцинации, которые оказались гораздо более эффективными. Фактически, федеральное правительство впоследствии применило ту же стратегию по всей стране.

3 мая 2021 года обрушился надземный участок 12-й линии метро, ​​в результате чего 26 человек погибли и около 100 получили ранения. Правительство Шейнбаум и здесь проявило состоятельность: моментально было начато расследование трагедии, порядка 10 человек были арестованы.

Норвежская фирма, занимавшаяся выяснением причин обрушения, все объяснила недостатками в строительстве и плохим обслуживанием линии. Но Клаудия отвергла доклад как «плохо составленный» и «предвзятый».

К слову, избрание Клаудии на пост мэра Мехико считалось ступенькой на пути к президентству. Так оно и вышло.

Дисциплинированный президент без агрессии

Клаудия подала в отставку с поста мэра в июне 2023 года, чтобы побороться за президентское кресло. Показательно, что все ее оппоненты были мужчинами, некоторые из которых участвовали в движении CEU 1986 года, а некоторые имели значительный опыт работы в правительстве.

Клаудия выиграла номинацию от партии в сентябре, получив в среднем 39,4% поддержки по пяти опросам, и сумела избежать внутренних расколов внутри Morena.

«Как противник она щедрая женщина. Я никогда не чувствовал с ее стороны агрессии или враждебности. В итоге никто не ушел из партии, никто не дезертировал, никто не перешёл в оппозицию», – заявил лидер партии Morena Рикардо Монреаль.

Во время предвыборной кампании Клаудию часто описывали как дисциплинированную, никогда не выходящую за рамки своей роли лидера движения AMLO (Лопеса Обрадора). Более того, даже опросы откровенно недооценили ее народную поддержку.

Кстати, 2023 год ознаменовался не только началом ее пути к президенству. В мае того года она стала бабушкой. У ее сына родился мальчик Пабло. В том же году она связала себя узами брака с коллегой-физиком и аналитиком рисков в Банке Мексики, которого она знала еще со студенческих лет, Хесусом Таррибой Унгером.

Клаудию часто описывают как серьезную, прямую и очень требовательную к своей команде личность.

«Она ощущает себя так, будто должна запачкать руки. Было очень вдохновляюще видеть, как она выполняет те же задачи, что и все остальные. У нее есть приверженность, а также этическая и моральная ясность, не оставляющая у вас никаких сомнений или двойственности. В ней есть определенный материнский аспект, в том смысле, что она заботится, но ясно, что именно она принимает решения… Она управляет этими двумя вещами изящно, как танцовщица», – так оценил коллега Клаудии Пепе Мерино ее опыт по борьбе с COVID.

Журналист и биограф Хорхе Зепеда Паттерсон утверждает, что Клаудия Шейнбаум «представляет собой смесь научного мышления с личностью, которая умеет хорошо делать дела, достигать целей и соответствовать требуемому уровню ответственности».

Отвечая на вопрос в недавнем интервью, как бы она хотела, чтобы ее запомнили, если бы она стала президентом, Клаудия Шейнбаум ответила: «Я хочу, чтобы меня запомнили, как хорошего президента, а не только как первую женщину-президента. Хочу сделать страну даже лучше, чем мы ее видели, и добиться еще большего прогресса в борьбе с бедностью и огромным неравенством в Мексике».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29296 от 14 июня 2024

Заголовок в газете: Дисциплинированная бунтарка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру