Как отмечает CNN, 11-часовая отсрочка наступила чуть более чем за час до истечения срока действия смертного приговора Роберсону и последовала за замечательным обменом юридическими маневрами, пока штат и адвокаты Роберсона боролись за его судьбу.
Решение Верховного суда было принято быстро после того, как Техасский апелляционный суд по уголовным делам отменил постановление суда низшей инстанции об отмене его казни, вынесенное поздно вечером в четверг.
Но будущее Роберсона по-прежнему остается неопределенным. Хотя по решению суда срок действия его смертного приговора истек в полночь четверга, судебная тяжба все еще продолжается, и новая дата приведения приговора в исполнение может быть назначена после того, как он даст показания перед законодателями на следующей неделе, или раньше, если того потребует суд.
Отсрочка казни Роберсона была отложена в среду, когда группа законодателей из Техасского комитета по уголовной юриспруденции проголосовала за то, чтобы вызвать Роберсона в суд, поскольку они пересматривают законность его осуждения.
Адвокат Роберсона Гретхен Суин заявила, что ее клиент “надеется, что его опыт поможет повысить целостность нашей уголовно-правовой системы”.
Обвинительный приговор Роберсону был вынесен на основании утверждений о том, что его дочь Никки Кертис умерла от синдрома потрясенного ребенка, диагноз, который, как утверждают его адвокаты, с тех пор был дискредитирован.
Хотя его адвокаты долгое время боролись против приведения приговора в исполнение, судьба Роберсона в четверг была в конечном счете решена в результате серии отчаянных попыток.
В течение нескольких дней суды штата отклонили несколько апелляций, комиссия по помилованию штата Техас отклонила его ходатайство о помиловании, а Верховный суд США отказался вмешиваться.
Таким образом, остается необычная повестка в суд от комитета Палаты представителей и запрос о временном судебном запрете, который был удовлетворен ранее в четверг.
Но позже апелляционный суд штата встал на сторону штата и отменил запретительный судебный приказ в четверг вечером, при этом четверо судей, придерживающихся иного мнения, назвали обстоятельства дела “беспрецедентными” и попросили провести дополнительное изучение рассматриваемых юридических претензий.
После решения апелляционного суда комитет, борющийся за Роберсона, обратился в Верховный суд Техаса с просьбой вынести судебный запрет в отношении Департамента уголовного правосудия штата Техас и отдела исправительных учреждений Департамента уголовного правосудия штата Техас.
В своем решении в четверг вечером Верховный суд Техаса временно приостановил приведение приговора в исполнение, но ходатайство о судебном запрете все еще находится на рассмотрении.
Верховный суд заявил, что штат не может помешать Роберсону выполнить повестку, выданную законодателями Техаса в среду, “в том числе казнить мистера Роберсона, до дальнейшего распоряжения этого суда”.
Роберсон стал бы первым человеком в США, казненным по обвинительному приговору, основанному на утверждении о синдроме потрясенного младенца, ошибочном диагнозе в случае Роберсона, утверждают его адвокаты, который, по их словам, был дискредитирован.
Адвокаты Роберсона говорят, что судам еще предстоит рассмотреть достаточно доказательств того, что его дочь умерла не в результате убийства, а по целому ряду причин, включая болезнь и лекарства, которые сейчас считаются неподходящими для такого болезненного ребенка.
Заявление о невиновности Роберсона подчеркивает неизбежный риск смертной казни: потенциально невиновный человек может быть приговорен к смертной казни. По данным Информационного центра по смертной казни, с 1973 года по меньшей мере 200 человек, в том числе 18 в Техасе, были оправданы после того, как были осуждены и приговорены к смертной казни.
По их словам, на момент смерти у маленькой Никки была двусторонняя пневмония, которая, по их словам, прогрессировала до сепсиса, и ей были прописаны два лекарства, которые теперь считаются неподходящими для детей и которые еще больше затруднили бы ее способность дышать. Кроме того, в ночь перед тем, как Роберсон доставил ее в отделение неотложной помощи, она упала с кровати – и была особенно уязвима, учитывая ее болезнь, говорят адвокаты Роберсон, указывая на все эти факторы как на объяснение ее состояния.
Они утверждают, что его осуждению способствовали и другие факторы: врачи, лечившие Никки, “предполагали” жестокое обращение, основываясь на ее симптомах и здравом мышлении на момент ее смерти, не изучая ее недавнюю историю болезни, утверждают адвокаты заключенной. А его поведение в отделении неотложной помощи, которое врачи, медсестры и полиция сочли проявлением безразличия, на самом деле было проявлением расстройства аутистического спектра, которое не диагностировалось до 2018 года.
Синдром потрясенного ребенка признан Американской академией педиатрии в качестве достоверного диагноза и поддержан педиатрами, страдающими от жестокого обращения с детьми, которые беседовали с CNN. Это состояние, впервые описанное в середине 1970-х годов, в течение последних 15 или около того лет считалось разновидностью “жестокой травмы головы” – более широкого термина, используемого для обозначения действий, отличных от встряхивания, таких как удар по голове ребенка.
Диагноз остается предметом дискуссий в залах судебных заседаний по всей стране. По данным Национального реестра оправданий, с 1992 года суды по меньшей мере в 17 штатах и армия США оправдали 32 человека, осужденных по делу о синдроме потрясенного младенца.