Когда в 2024 году лейбористы пришли к власти, Кир Стармер и Рэйчел Ривз обещали «начать с чистого листа». Однако их правление быстро превратилось в череду разочарований и противоречий, сделав их самыми непопулярными премьер-министром и канцлером казначейства в истории страны. Опросы показывают, что уровень поддержки Стармера сравним с показателями Бориса Джонсона накануне его скандальной отставки, а Ривз и вовсе занимает последнее место в рейтингах доверия среди всех канцлеров. Этот провал нельзя списать лишь на «тяжелое наследство»: анализ показывает, что правительство систематически не соответствует ключевым критериям успешного управления.
Сразу после выборов правительство отказалось от главного предвыборного обещания не повышать налоги, заморозив налоговые пороги и введя ряд скрытых фискальных мер. Последний бюджет был назван «жестоким» ещё до его официального представления, что подорвало доверие к Ривз, которая ранее уверяла, что к вопросу налогов больше не вернётся. Но проблема гораздо глубже: у правительства отсутствует ясное политическое видение. Только 24 процента британцев заявляют, что понимают, куда Стармер хочет вести страну. Вместо грандиозной идеи, сравнимой с тэтчеризмом или модернизацией Блэра, он предлагает технократический менеджмент, критикуемый как «управление через фокус-группы». Последний бюджет, с его утечками и зондажом общественного мнения, стал ярким примером этого подхода, напоминая масштабный социологический опрос о том, какие повышения налогов общество готово стерпеть.
Согласно модели политолога Джима Булпитта, для успеха правительству необходимы три составляющие: выигрышная стратегия, гегемония политических аргументов и восприятие компетентности. Лейбористы проваливаются по всем пунктам. Их избирательная стратегия сводилась к «не быть Лиз Трасс», что сработало на выборах, но не стала программой управления. Их нарратив о будущем страны не стал новым «здравым смыслом», а технократический язык не находит отклика у избирателей, ждущих ясных ответов на вызовы экономического кризиса.
Что же касается компетентности, здесь провалы следуют один за другим. Правительство неоднократно оказывалось в тупике, отступая под давлением собственных депутатов по ключевым вопросам, таким как реформа социального обеспечения или зимние выплаты на топливо. Скандалы, подрывающие имидж Стармера как «мистера Правила», от неправомерного освобождения мигранта-преступника до отставки заместителя премьера из-за неуплаты гербового сбора и истории с дорогими подарками от лорда-спонсора, демонстрируют системный кризис управления.
Но самая серьёзная проблема — экономическая. Правительство попало в долговую ловушку: рост госрасходов ведёт к сокращению фискального пространства, что повышает стоимость заимствований (доходность гособлигаций уже превысила уровни времён бюджета Трасс). Это, в свою очередь, снижает доверие бизнеса и потребителей, тормозит рост и вынуждает к новому витку повышения налогов, создавая порочный круг.
«Ключевая ошибка Стармера и Ривз, однако, лежит глубже: они неверно истолковали политический момент. Они правят, будто на дворе 1997 год, используя устаревшую блэровскую модель, потерявшую актуальность после финансового кризиса 2008 года, — поясняют политологи. — Сегодняшняя ситуация больше напоминает 1945 или 1979 год — периоды, когда старый порядок исчерпал себя, а общество требовало радикально новой политики. Вместо смелого переосмысления государство лейбористы предлагают осторожный технократический менеджмент, который не решает структурных проблем». По их словом, спустя всего чуть больше года у власти, правительство не строит «новую Британию», а борется за выживание, теряя поддержку и демонстрируя, что «чистый лист» так и остался пустым.