В Генштабе придумали гибрид студента и солдата

Генерал Василий Тонкошкуров: «Служба по призыву не соответствует современным реалиям»

7 марта исполнилось 50 лет деятельности одного из ключевых органов военного управления России — Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Эта структура отвечает за наполнение армии основным ее ресурсом — людьми — как в мирное время, так и в угрожаемый период. Об актуальных направлениях деятельности ГОМУ, о методике расчета потребности в личном составе, о новых тенденциях в организации службы «МК» поговорил с руководителем главка Василием ТОНКОШКУРОВЫМ.

Генерал Василий Тонкошкуров: «Служба по призыву не соответствует современным реалиям»
Фото: Миноборона

— Василий Петрович, в последние несколько лет облик Вооруженных сил стремительно меняется, ставятся новые задачи, идет перевооружение. Изменилась ли в связи с этим работа ГОМУ?

— Разумеется. Мы ведем планирование и организацию организационно-штатных мероприятий по совершенствованию состава и структуры органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил в соответствии с характером и объемом ставящихся сейчас задач.

В частности, в ближайшее время нам предстоит провести работу по оргштатному обеспечению мероприятий по усилению группировки войск в Арктике. Параллельно совершенствуется система комплектования Вооруженных сил и других войск военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.

Особенность заключается в том, что в связи с набирающим темпы перевооружением нам необходимо спланировать комплектование и подготовку сержантов и солдат таким образом, чтобы к моменту поступления техники в войска экипажи и расчеты были укомплектованы и подготовлены к ее приему, эксплуатации и хранению. Помимо этого ГОМУ ГШ принимает непосредственное участие в формировании государственных программ вооружения, ежегодных государственных оборонных заказов, а для обеспечения группировок войск в военное время — в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации.

Но, разумеется, наряду со всеми новыми задачами ГОМУ выполняет и свою основную роль — главного органа управления, планирующего мобилизационное развертывание Вооруженных сил, мобилизационную подготовку, а также координацию работы по ведению воинского учета.

— Исходя из каких данных просчитывается необходимость в личном составе или количестве подразделений, военной техники в том или ином регионе, территории? Как влияют на эти цифры логистика, аналитика, геополитика?

— Потребность Вооруженных сил РФ в личном составе определяется исходя из штатной численности соединений и воинских частей и наличия вакантных воинских должностей — это называется некомплектом личного состава. Он образуется вследствие увольнения военнослужащих или же их перевода в другие воинские части, в том числе иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом при исчислении потребности в личном составе обязательно учитываются особые требования, предъявляемые к военнослужащим, такие как, например, годность по состоянию здоровья (здесь предъявляются повышенные критерии для военнослужащих ВДВ, воинских частей специального назначения, а также для надводных и подводных сил ВМФ). Также учитывается наличие у граждан военно-учетных специальностей, полученных в образовательных организациях ДОСААФ России, а также специальностей, родственных военно-учетным.

Для подготовки к эксплуатации наиболее сложных образцов вооружения и военной техники военнослужащие направляются для обучения в учебные части. Как правило, туда направляются граждане, окончившие организации профессионального образования, с учетом уровня их профессиональной пригодности к подготовке на те или иные военно-учетные специальности. В последние годы техника становится все сложнее, количество ее увеличивается с каждым годом, в связи с чем на должности специалистов назначается все больше военнослужащих по контракту.

Также учитывается принцип экстерриториального комплектования частей служащими по призыву, то есть граждане направляются преимущественно в соединения и воинские части, дислоцированные вне границ субъектов Российской Федерации, с территории которых они были призваны.

Что же касается комплектования войск военнослужащими по контракту, то оно осуществляется исходя из конкретных задач, выполняемых соединениями и воинскими частями. При этом военнослужащими по контракту в приоритетном порядке комплектуются воинские должности сержантского состава, а также должности специалистов, обеспечивающих эксплуатацию и применение сложного, высокотехнологичного и наукоемкого вооружения, военной и специальной техники.

— В последнее время много говорится о новой системе военной подготовки студентов, которую планируется запустить уже 1 сентября. Расскажите об этой инициативе подробней.

— Хочу отметить, что существующая в Российской Федерации система исполнения гражданами воинской обязанности, основной формой которой является прохождение военной службы по призыву, сформировалась достаточно давно, в государстве с другой общественно-экономической формацией и сегодня не в полной мере соответствует современным реалиям и особенно перспективам развития Вооруженных сил и нашей страны в целом.

Эта система имеет ряд недостатков, главными из которых, в частности, по отношению к специалистам с высшим образованием, являются издержки социального и профессионального характера. Тысячи выпускников высших учебных заведений направляются после окончания обучения в вузах в войска для прохождения военной службы по призыву, при этом отрываются от профессии и после окончания службы нередко в нее не возвращаются. А тем, кто после возвращения со службы трудоустраивается в соответствии с приобретенной в вузе специальностью, требуется дополнительное время на профессиональную адаптацию.

Президент Российской Федерации в своем Послании к Федеральному собранию предложил изменить систему военной подготовки в образовательных организациях высшего образования, не отказываясь при этом от отсрочек по призыву для студентов.

Основная цель такой подготовки — обеспечить накопление в запасе военно-обученного резерва, а также предоставить молодым людям, получающим высшее образование в вузах страны, право самостоятельно выбрать один из способов исполнения конституционного долга по защите Отечества.

Система принципиально отличается от существующей и станет одной из форм добровольной военной подготовки граждан к военной службе.

Военную подготовку студентов предлагается проводить в два этапа. На первом, теоретическом, этапе занятия будут проводиться непосредственно в вузах, где студенты получат необходимые знания и умения по военно-учетным специальностям. На втором, практическом, этапе в течение трех месяцев будут проводиться учебные сборы на базе учебных центров, вузов Министерства обороны и других воинских частей. Занятия будут проходить на войсковых стрельбищах, полигонах, на военной технике.

Один важный принцип, которому мы планируем неукоснительно следовать: военная подготовка студентов будет осуществляться по военно-учетным специальностям, родственным тем гражданским специальностям, по которым студенты проходят основное обучение.

Принявшим предложение Минобороны студентам будет предоставлена возможность выбрать из трех вариантов программы подготовки: офицера запаса — до 2,5 года (с обязательным прохождением войсковой стажировки), сержанта запаса — до 2 лет и солдата запаса — до 1,5 года. По окончании теоретической подготовки предусмотрено прохождение учебных сборов для всех категорий обучающихся.

Новую систему планируется вводить поэтапно. Сначала подготовка студентов будет организована на существующих военных кафедрах. Позже начнется обучение в создаваемых на базе военных кафедр структурах образовательных организаций высшего образования, которые смогут осуществлять военную подготовку студентов иных вузов. За ними будут закреплены близлежащие вузы, а при необходимости будет использоваться учебно-материальная база вузов Министерства обороны и ДОСААФ России. Наконец, на третьем этапе будем осуществлять обучение студентов всех вузов, включая те, что по причине удаленности не были охвачены работой указанных структур образовательных организаций.

— Сообщалось, что у призывников появится возможность выбирать между годом службы по призыву или двумя по контракту. Что это новшество принесет призывникам?

— Да, законопроект, предусматривающий предоставление призывнику права выбора пройти один год службы по призыву или поступить на два года на военную службу по контракту, разработан Министерством обороны и в феврале этого года внесен в Государственную думу. Дальнейшая судьба этого законопроекта зависит от наших депутатов.

Что принесет это новшество призывникам? Прежде всего гражданину, имеющему высшее образование, будет предоставлено право выбора: пройти службу по призыву или поступить на военную службу по контракту.

Однако на военную службу по контракту смогут поступить не все желающие. Будут предъявляться более высокие требования. В первую очередь нам интересны граждане, имеющие специальность, родственную военно-учетной, хорошую физическую подготовку, крепкое здоровье, а также соответствующие профессионально-психологическим требованиям для поступления на конкретную воинскую должность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру