Страна сходила к урне

Как кризис отразился на голосовании?

В выходные народ отвыбирал местную власть. Итоги в руководстве “Единой России” называют “очередным триумфом” партии. Если брать в абсолютном количественном выражении, то да — триумф. “Медведи” завоевали большинство мест в областных заксобраниях, закрепили свое лидерство в администрациях крупных городов, прошли и в муниципальные советы и даже в главы районов и сельпо. Но ликованию мешает несколько моментов: явка и “очаги неповиновения”.

Глава ЦИК Владимир Чуров заявил: нынешняя явка не сильно отличается от явки на аналогичных выборах местного уровня 4 года назад. Ну это как сказать. В Ненецком автономном округе, скажем, 4 года назад явка была 60%, а сейчас — 48,8%. Даже в Татарстане явка упала на 4,5%. И это на выборах в заксобрания региона, то есть на вторых по значимости после федеральных. А на местном уровне вообще есть абсолютные рекорды. В Дагестане на участок в Цунтинском районе вчера днем не пришел ни один избиратель. В Магадане за два часа до окончания голосования явка была чуть более 9%, во многих селах и маленьких городках не превышала 11—14%. Даже на выборах мэров крупных городов явка колебалась от 30,5 до 52,8% максимум.

Абсолютным лидером по поддержке “ЕР” на выборах в Заксобрание стал Татарстан: “медведи” получили 79,51% голосов. “Единороссы” улучшили на 10% свой результат четырехлетней давности (69,2%). А вот в Ненецком АО им удалось набрать всего 41,7%. Но и это — в два раза выше, чем четыре года назад (2005 год — 24,01%). В некоторых же муниципальных советах избиркомы радостно рапортуют, что “из 10 мест все 10 достались членам “Единой России”.

На этом благостном фоне выборы в городскую думу Твери можно считать просто вызовом. Там с результатом в 49,18% победили коммунисты. А “ЕдРо” получило всего лишь 29,44%. Вообще, чем мельче по значимости (но ближе к народу) выборы, тем чаще проигрывали “единороссы”. В Свердловской области почти в половине муниципальных образований они не выиграли выборы. В Калининградской области, где выбирали глав городов, победили лишь в двух населенных пунктах. В других двух их обошли самовыдвиженцы. Самовыдвиженцы же обошли “медведей” на дополнительных выборах в муниципальные советы Оренбургской области, забрав 8 мандатов из 13. Да и в трех крупных городах, где выбирали мэров — Мурманске, Томске и Петропавловске-Камчатском, — кандидатам от “ЕР” не удалось с первого тура выйти в победители. Там предстоит второй тур, где действующие главы, “единороссы”, сойдутся с представителями “Справедливой России” и самовыдвиженцами.

Надо сказать, что “СР” улучшила свой результат, набрав в среднем по регионам на 2% больше, чем во время федеральной кампании. Кстати, не зарегистрированная на выборах партия “Правое дело” тем не менее смогла провести своих кандидатов по одномандатным округам в Волгоградскую облдуму и Челябинское городское собрание. Член федерального политсовета партии “Правое дело” Александр Таркаев с большим отрывом победил на выборах в Госсовет Татарстана. А возглавляемый замруководителя политсовета Самарского регионального отделения “ПД” Сергеем Андреевым список движения “Декабрь” на выборах в гордуму Тольятти набрал 26% голосов. В итоге будет создана фракция “Декабрь — Правое дело”.

КАК ВЫБИРАЛО ПОДМОСКОВЬЕ

На территории Подмосковья в воскресенье выбирали депутатов местных Советов и глав муниципальных образований. Кандидатов в общей сложности набралось более полутора тысяч. “Конкурс” глав составлял 6,5 человека на место. По предварительным итогам, во властные структуры муниципальных образований большей частью прошли люди, “одобренные” в областном правительстве. Например, в Химках, считавшихся “проблемными” в плане выборов, при наличии серьезной конкуренции победу (51% голосов) одержал действующий глава Владимир Стрельченко, которого поддерживает губернатор.

Сохранили свои места и главы Дмитровского и Раменского районов, Пущина. А вот в Солнечногорске, Можайске и Озерах появились новые избранники.

МЕЖДУ ТЕМ

Бывший капитан сборной России по футболу Алексей Смертин победил на довыборах в Заксобрание Алтайского края. Выдвинувшийся от партии власти спортсмен набрал почти 42% голосов. Депутатом окружного Совета Калининграда стал борец Андрей Шумилин, двукратный обладатель Кубка мира среди супертяжеловесов.

“Дукалис всея Руси”, “единоросс” со стажем, Сергей Селин баллотировался в муниципальные депутаты Санкт-Петербурга в Сенном округе. Но его обошли сразу несколько кандидатов от “СР”. Неудачей окончилось и выдвижение сына Бориса Грызлова — самовыдвиженец Дмитрий Грызлов проиграл выборы депутатов в муниципальном округе Георгиевский Санкт-Петербурга.

Игорь КАРМАЗИН, Елена ГАМАЮН, Константин НОВИКОВ

 
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда “Петербургская политика”:

— Если судить по итогам выборов в местные парламенты, большинство населения еще не связывает экономический спад с просчетами властей. Нужно отдать должное оппозиционным партиям — в ходе региональных кампаний они не особенно спекулировали на теме кризиса.

Кампания наталкивает на один серьезный вывод: настроения в провинции очень сильно отличаются от настроений в больших городах, областных центрах. Судите сами: по итогам голосования за депутатов гордумы Брянска отрыв “ЕР” от КПРФ составил всего 3%. А выборы в областную Думу дали традиционный результат: “ЕР” обогнала коммунистов на 40%. Таким образом, в областных центрах ситуация более драматична, чем на остальной территории. В Архангельске городские итоги совершенно отличаются от областных. В Твери КПРФ одержала достаточно убедительную победу на выборах в гордуму. Партия власти сдает свои позиции в Смоленске, Петропавловске-Камчатском, Томске, Мурманске — там мы видим ожесточенную борьбу на муниципальном уровне. Можно предположить, что малые города и село еще не заметили последствий кризиса либо не нашли альтернативных симпатий. А в больших городах и проблем и альтернативной информации больше.

Явка на региональных выборах была скромной, за исключением регионов с высокой электоральной управляемостью, то есть национальных республик. Мотивация людей избирать депутатов в региональные заксобрания падает из-за того, что людям не понятно, зачем нужен региональный парламент. Голосования за мэров им более интересны. В этом мы мало отличаемся от Европы: там муниципальные выборы тоже получаются ярче региональных.

Георгий ЧИЖОВ, вице-президент Центра политических технологий:

— Пока отчетливых протестных настроений по отношению к федеральной власти нет, авторитет лидера “ЕР” очень высок, да и инерция последних лет приучила людей голосовать “правильно”. И тем не менее мы наблюдаем существенное снижение показателей “ЕР”. Даже в нацреспубликах, где традиционно голосуют “как надо”, в этот раз не обошлось без сюрпризов. Например, в Татарстане коммунисты набрали 11%, тогда как на прошлых выборах Госсовета они не сумели преодолеть 5%-ный барьер.

В ряде областей результат “ЕР” оказался гораздо ниже, чем был в последнее время. В Волгоградской области не преодолена планка в 50%, в Ненецком АО набрано чуть больше 42%. И почти везде налицо резкий рост влияния коммунистов. У них почти 28% голосов во Владимирской области, почти 24% — в Волгоградской. Это уже почти те же рейтинги, которые КПРФ имела во времена “красного пояса”. Год назад казалось, что КПРФ безнадежно ослабла, и вот она возвращает позиции. Думаю, это не заслуга коммунистических вождей, а именно результат кризиса. Растут показатели и у “Справедливой России” — они повсеместно выше, чем на выборах в Госдуму.

Эти выборы показали, что экономическая ситуация начала реально влиять на общественные настроения. Другое дело, что результаты пока еще совсем не катастрофичны для действующей власти. Но если социальные трудности будут возрастать, то осенью победитель на выборах может быть другим. Об этом отчасти говорит и явка. Те, кто не хочет голосовать за партию власти, но не нашел других симпатий, после отмены графы “против всех” перестали приходить. Если бы явка была выше — возможно, результаты “ЕР” были бы еще скромнее.

Александр КЫНЕВ, руководитель региональных программ Фонда развития информполитики:

— Причин, по которым достаточно мало людей пришло к урнам для голосования, по-моему, три. Во-первых, властью в этот раз не слишком активно применялись технологии мобилизации электората. Давление на людей из-за кризиса и меньшей значимости выборов оказалось ниже, чем на выборах 2007—2008 годов. Во-вторых, меньше было “пряников” — призов, наград для пришедших на участки. Ну а самой главной причиной я бы назвал отсутствие конкуренции.

Фактор интриги — всегда ключевой в вопросе явки. В этот раз было достаточно мало публичной борьбы, мало агитации от кандидатов и партий. Единороссы слишком активно выбивали своих конкурентов аппаратными методами еще до 1 марта. В результате выборы оказались людям просто неинтересны. Там же, где борьба была, например на выборах мэров и местных депутатов, явка оказалась достаточно приличной.

Беседовал Михаил ЗУБОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру