За пару часов до приезда ВВП перед Домом сословий в Хельсинки, где намечались переговоры, образовалась толпа местных пенсионеров. Они попытались занять стратегическую позицию неподалеку от входа в здание. Как рассказывают очевидцы, их оперативно “попросили” переместиться — на этом якобы настояла российская служба охраны.
С санкционированными антипутинскими митингами российская сторона, однако, ничего не смогла поделать. Люди с плакатами собрались на подступах к Дому сословий с двух сторон. Слева разместилась международная организация “Интернациональная амнистия” с окровавленными портретами Политковской и огромным плакатом “Путин, ты в ответе за Кадырова, Евкурова, Лугового…”. На соседнем транспаранте ВВП сравнивался со Сталиным.
“Параллельная” группа граждан была настроена менее агрессивно: она держала плакаты “Уважение к правам исконных народов!”, “Любовь исцеляет” и “Финские границы 1939 года — вернуть”. Это те, кто не смирился с потерей Выборга и Карельского перешейка в 39—40-м. “На самом деле в Финляндии их поддерживает около 15% населения”, — рассказал “МК” один из местных жителей.
Требованиями вернуть карельские земли немногочисленные активисты встречали и Медведева: тот в ответ, общаясь с журналистами, посоветовал подумать о покупке, а лучше — аренде интересующих объектов. Путин же по прибытии на плакаты не отреагировал. Попозировав перед камерами с коллегой Ванханеном, он отправился с ним в комнату переговоров.
Оба премьера в своих приветственных речах напомнили о том, что встречаются в исключительных условиях — во время кризиса. Путин даже заявил, что финансовые неурядицы кое в чем помогут — подстегнут решение ряда проблем. Например, транспортной. Ведь таможенные “ворота” между странами на границе загружены до предела — иногда фурам приходилось стоять в очередях по 5 суток. А ведь треть нашего импорта идет как раз через Финляндию. Экспорт России в Суоми на 90% состоит из сырья, а оттуда на 80% — из продуктов “глубокой переработки”, техники, электроники, бумаги, молока и т.д.
Напомнил Путин и о другой проблеме — пошлинах на лес. Мы неоднократно давили финнов все возрастающими таможенными пошлинами на вывоз древесины. Предполагалось, что и в 2010 году они вырастут еще больше — с нынешних 10 до 20%. Однако, как сообщил наш премьер, было решено “не подводить коллег и друзей”: повышение пошлин решено заморозить — пока сроком до года. Конечно, тут есть некий мотив давления: “заморозку” пошлин мы обмениваем на добро на строительство “Северного потока” — трубы по дну Балтийского моря из России (через Финляндию) в Германию.
Правда, получим мы это добро или нет, на момент подписания номера оставалось неизвестно.