Молочные братья славяне

Какой техрегламент вводили белорусы?

Пусть сессия ОДКБ и закончилась, но Россия и Беларусь продолжают показывать друг другу молочные зубы. Ритуальный танец Роспотребнадзору уже знаком: подобные па выделывались и с грузинской минералкой, и с молдавским спиртным. Для белорусов такие коленца в новинку, поэтому они наивно продолжают утверждать, что все документы у них были подготовлены заранее.

“МК” удалось связаться с исполнительным директором Союза предприятий молочной отрасли Республики Беларусь Александром Крепчуком. Каждая вторая его фраза начиналась со слов: “Я не понимаю, что происходит”.

— Александр Николаевич, почему ваши коллеги надеялись на авось и не оформляли разрешительные документы?

— Наши производители обладают всеми разрешениями, которые нужны для реализации товара на территории России! Сертификаты соответствия на белорусскую молочную продукцию с учетом требований нового техрегламента нами получены, к оформлению мы приступали еще в конце прошлого года. Бумаги получались в приграничных Брянской и Смоленской областях, российские лаборатории признали белорусскую продукцию соответствующей новым стандартам. 

Получается, что белорусы получали какие-то не такие документы?  Роспотребнадзор не устраивает то, что сертификаты соответствия выданы не его аккредитованными лабораториями. Главный государственный санитарный врач Беларуси Валентина Качан удивляется: если изначально было понятно, что исследования проводят “не те”, то зачем же выдавать сертификаты соответствия? “Они на стадии экспертизы документов, которые представлялись для получения санитарно-эпидемиологических заключений, не должны были принимать результаты испытаний и выдавать эти свидетельства”, — считает она.

Тем временем “молочная война” дошла и до московских магазинов. Корреспондент “МК” стал свидетелем того, как в столичном супермаркете продавщица избирательно снимала с прилавков банки сгущенки по одному ей ведомому принципу. Буквально вырвав сине-белую баночку из рук изумленного покупателя, прокомментировала: “Сказали убрать всю белорусскую продукцию. Выбирайте, пожалуйста, другую банку.”

Представитель одного из крупнейших игроков российского молочного рынка Юлия Гончаренко признала — претензии есть не только к белорусам:  “нарушенцы” есть и в родных палестинах. Но нашим деваться некуда, приходится устранять. Есть к соседям и торговые претензии. “Согласно прогнозу, Беларусь может ввозить в Россию в год 2,8 млн. тонн молочной продукции разных наименований. Но ввозит больше, объем несанкционированного ввоза на 30% выше”, — заявила недавно глава Минсельхоза РФ Елена Скрынник. Двухстороннее соглашение об объемах импорта, которое заключили недавно минсельхозы, не обходит установленный запрет — это лишь своего рода меморандум о намерениях, говорит исполнительный директор Российского молочного союза Владимир Лабинов, и на таможенную политику он не повлияет. Сейчас запрещен весь ассортимент белорусской молочной продукции, за исключением 52 наименований, признанных годными Роспотребнадзором. “Требование о проведении исследований в аккредитованной лаборатории очевидное. Если Роспотребнадзор посчитал, что это сделано не там, значит, это так. Самые крупные поставщики молочных продуктов в Россию — это Белоруссия, в прошлом была Украина, затем Евросоюз в целом, а потом, по мере убывания, Новая Зеландия. Я не могу утверждать, что абсолютно вся наша и импортная продукция будет соответствовать новым требованиям в полной мере. Но с высокой вероятностью могу сказать, что большая часть ассортимента новый регламент выполнит к 1 июля.”

Закрытие границ для белорусской “молочки” продиктовано и требованиями рынка. За последние полтора года спрос на молочные продукты сократился на 12%,  а производство молока растет. Иными словами, свое девать некуда. А белорусская продукция всегда была дешевле за счет обширных госдотаций, так что опасаться есть все основания.

Вчера главный санитарный врач России Геннадий Онищенко должен был встретиться с белорусской делегацией и обсудить проблему. Молочный экспорт занимает $1 млрд. в пятнадцатимиллиардном бюджете республики. Учитывая девятимиллиардную дыру в белорусском бюджете, ситуация получается неутешительной. Впрочем, этот миллиард Беларусь может “отбить”, введя на границе с Россией полноценную таможню и получая прибыль с каждой идущей из Евросоюза в Россию фуры. А в случае возможного ухудшения российско-украинских газовых отношений Беларусь может выдвинуть дополнительные условия по транзиту российского газа. Как бы не обжечься на молоке…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру