Нагрузка к перезагрузке

Что у Обамы в голове, то у Байдена на языке?

Холодный душ устроил в минувший уик-энд Вашингтон своим московским партнерам по перезагрузке. Возвращаясь из Тбилиси, вице-президент США Джо Байден в весьма непочтительных выражениях высказался о России. На память сразу приходит “разделение труда” в предыдущей американской администрации: “зритель путинской души” Буш и обличитель Кремля Чейни. Но эта аналогия верна лишь отчасти. Чейни сознательно приписывал нам завирально агрессивные планы. А Байден сказал то, что янки думают о нас на самом деле.

Глубинный смысл поездки сменщика Дика Чейни на Украину и в Грузию был очевиден даже второгодникам. Заместителю Обамы предстояло “уравновесить перезагрузку”: объяснить проамериканским политикам в обеих странах, что сдавать их Москве никто не собирается. Эту задачу американский вице выполнил если не с блеском, то с предельной добросовестностью. Например, специально собранным грузинским детям Байден, не краснея, заявил: “Россия использовала предлог, чтобы напасть на вашу страну”.  

Но, наслаждаясь чувством выполненного долга на обратном пути из Тбилиси, вице-президент позволил себе редкую роскошь для политика — откровенность в общении с журналистами. Например, о своих грузинских собеседниках Байден высказался в тоне, в каком опытный директор школы говорит о послушных, но исключительно тупых тинейджерах: “Беспокоит ли меня то, что эти парни не создают демократию? Что беспокоит меня больше всего — они не понимают, как создать демократию”.  

Впрочем, самые “приятные вещи” американский вице приберег все-таки для нашей страны: “Реальность в том, что русские — те, кто они есть. Их население сокращается. Их экономика слабеет. Их банковский сектор и структура вряд ли смогут выдержать следующие 15 лет. Они в ситуации, когда мир меняется на их глазах, а они цепляются за что-то в прошлом, что уже нельзя удержать”.  

Если бы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями, на этом месте стоял бы отлуп Байдену в стиле “не дождетесь”. Но, как ни грустно, сделать это весьма трудно. Нынешний вице-президент США — не злобный Чейни, погруженный в мир своих фантазий. Байден — очень холодный, но при этом вполне компетентный наблюдатель. То, что он говорит о нас, мы постоянно говорим о себе сами.  

Вот, например, как оценил Байден терзающий нас постимперский синдром: “Это очень тяжелая вещь — иметь дело с потерей империи. Эта империя была неоправданна. Но все же, вы сидите здесь и внезапно... Эта страна Россия находится сейчас совсем в другой ситуации, нежели в последние сорок лет или больше”.  

При желании в пространных комментариях американского вице-президента можно найти даже повод для оптимизма. Из слов Байдена, например, явствует, что США при всей их путинофобии считают нынешних лидеров России вполне адекватными партнерами: “Эти парни — вовсе не идеологи со средним уровнем интеллекта, которые цепляются за что-то, во что больше никто не верит. В глубине они довольно прагматичны”.  

Отрадно, что заместитель Обамы осознает, что чрезмерно сильное давление на Россию опасно для самого “давителя”: “Мой папа говорил: “Никогда не загоняй другого человека в угол, единственный выход из которого — через тебя. Это просто неумно”.  

Очень трезво звучит и другой тезис Байдена: в будущем интересы России и США объективно будут все больше сближаться. Из его интервью вообще создается впечатление: впервые за последние 18 лет политика американской администрации по отношению к России основывается не на иллюзиях того или иного рода, а на реальности.  

Но что-то мешает сказать: “Спасибо вам, дядюшка Джо, за вашу правду-матку!” Правда, разумеется, вещь хорошая. Но всему есть свое время и место. Кроме того, одну и ту же вещь всегда можно сказать по-разному. Можно сделать это дипломатично и элегантно. А можно так, как это сделал Байден.  

Нынешний вице-президент США — слишком опытный специалист по внешней политике, чтобы не понимать таких нюансов. Его хамоватая откровенность ни в коем случае не была экспромтом. Возникает вопрос: какого именно эффекта Байден хотел добиться таким способом?  

Вариантов, по сути, всего два. Или в Вашингтоне уверены, что мы у них уже в кармане и без чрезмерного политеса вполне можно обойтись. Или у нас, напротив, хотят выбить какие-то уступки.

 Например, в вопросах сокращения стратегических вооружений. В своем интервью Байден четко дал понять: в Вашингтоне осознают, что Россия с головой окунулась в разоруженческую проблематику не из желания сделать кому-то приятное, а исходя из своих собственных интересов. Вполне возможно, что это намек.  

Так или иначе, но впервые употребивший слово “перезагрузка” Байден блестяще показал, как к нам в реальности относятся в администрации Обамы: без нелюбви, но и с нулевым количеством сантиментов. Мы должны ответить янки той же монетой. Другого языка они, к сожалению или к счастью, не понимают.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру