Операция на внутренних органах

Реформа МВД: идеологи преобразований пока сами не знают, чем все закончится

Реформа МВД: идеологи преобразований пока сами не знают, чем все закончится
Рисунок Алексея Меринова
Эйфория от озвученных президентом Дмитрием Медведевым предложений по реформе МВД в пятницу сменилась и во властных структурах, и в среде экспертов холодным анализом. Тут-то и стало понятно, что, например, законопроекты, касающиеся милиции и уже внесенные на рассмотрение в Госдуму, несколько сыроваты. В них есть моменты, которые могут дать обратный эффект — ухудшить ситуацию в ведомстве. Также выяснилось, что и инициаторы преобразований не слишком уверены в правильности выбранного курса. Проще говоря, картина получается вполне традиционная: главное — ввязались в драку, а там посмотрим...

Законы по реформе — сырые

В Госдуме приступили к рассмотрению “милицейских” законопроектов, внесенных президентом Медведевым. Считать “реформой” содержащиеся в них предложения нельзя — может быть, предложения эти станут составными элементами реформы. Если она все же случится…  

Самая любопытная новация — дополнение перечня отягчающих вину обстоятельств (ст. 63 УК) новым: “совершение преступления сотрудником органа внутренних дел”. Милиционеры могут гордиться: ни одно ведомство в России не удостоено такого “почета”. Причем стоит обратить внимание на формулировку. Из нее следует, что сотруднику МВД дадут больше, даже если преступление он совершил в свободное от работы время, в “гражданской” одежде и без использования табельного “ствола”.  

Президентский пакет дает милиции еще один повод для профессиональной гордости: в УК появится специальная статья, карающая за “неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа”. За неподчинение начальству (если, конечно, его распоряжение не противоречит закону) будут сажать под арест на срок до 6 месяцев. И никакой альтернативы в виде штрафа! Правда, под уголовную статью можно попасть лишь в том случае, если неисполнение приказа причинило “существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства”. Формулировка дает неограниченные возможности для субъективных толкований. Например, непонятно, будет ли считаться причинением существенного вреда интересам государства отказ омоновца от участия в разгоне демонстрации или митинга? Причем, если приказ не выполнен группой милиционеров, каждому грозит до 5 лет тюрьмы.  

Существенные изменения президент предлагает внести в Положение о службе в органах внутренних дел и закон “О милиции”. Если сейчас разрешается увольнять из органов за “грубое или систематическое” нарушение служебной дисциплины, то впредь можно будет избавиться от сотрудника, позволившего себе “грубое” нарушение дисциплины или “неоднократно” (два раза — это тоже “неоднократно”) не исполнившего служебные обязанности без уважительных причин. Правда, нужно, чтобы это неисполнение служебных обязанностей сопровождалось письменными дисциплинарными взысканиями…  

Исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины приводится тут же. В нем 15 пунктов. Здесь и приход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и отсутствие на рабочем месте больше 4 часов подряд (без уважительных причин), и утрата оружия, и представление недостоверной декларации об имуществе и доходах. Уволить можно будет и такого сотрудника, который не сообщил начальству о попытках “склонить его к совершению коррупционных правонарушений”. А также того, кто позволил себе “публичное высказывание суждений и оценок в отношении деятельности органов внутренних дел либо служебной деятельности руководящих органов внутренних дел”. Т.е. Дымовский и написавшие письмо президенту омоновцы вылетели бы с работы по этой статье моментально, и не пришлось бы придумывать разные хитрые схемы, вроде возбуждения уголовных дел. Любопытно, что милиционерам запрещается любое публичное суждение и оценка деятельности органов внутренних дел и начальства. Получается, и похвалить нельзя…
Марина ОЗЕРОВА.

Никто не знает, к чему приведет реформа

Интересно, что к чему в итоге все намеченые меры приведут, пока, похоже, не вполне понятно даже тем, кто их продвигает. Так, ряд конкретных моментов смущает Администрацию Президента, поскольку там вполне четко осознают следующее:  

— введение уголовной ответственности за неподчинение начальству “может привести к негативным последствиям”. Но тем не менее “приняли решение, что при настоящей ситуации введение такой меры целесообразно”, поскольку “во всей системе МВД имеет место быть неисполнение соответствующих указаний”;  

— система денежного стимулирования будет “неразрывно связана с вопросом показателей”. При этом саму систему учета раскрываемости хотят усовершенствовать, но не знают, как это сделать: “на любом компьютере работают люди”;  

— на пути отлучения ГИБДД от техосмотров “предстоит борьба за минимизацию участия ГИБДД, но ТО должен оставаться ТО — нужно, чтоб он не подорожал, а то как заломят цены — всем будет неприятно”;  

— сокращение центрального аппарата МВД в итоге может свестись к тому, что попавшим под него начальникам просто подыщут места в территориальных подразделениях, где, соответственно, придется сократить других сотрудников. И что от этого качество кадрового состава милиции может и ухудшиться;  

— непонятно, что делать с трехсоттысячной армией сокращенных милиционеров и что ноша по их переподготовке или трудоустройству ляжет на плечи того же МВД.
И еще один важный момент обозначил наш источник: “воплощение каждого пункта потребует времени, больших сил и очень больших денег”.
Лина ПАНЧЕНКО.

В пятницу стало известно, что вопросами реформирования в МВД скорее всего будет заниматься новый заместитель Рашида Нургалиева Сергей Булавин (на фото слева). Как пояснили в администрации президента, Булавин — сотрудник МВД, был прикомандирован к администрации лет десять. Постоянно занимался милицейской тематикой и вопросами взаимодействия с МВД. Теперь ему предстоит взаимодействовать в интересах ведомства с администрацией президента, Госдумой и другими структурами.  

Еще одним президентским назначением стал Сергей Герасимов. По информации из того же источника, не исключено, что он будет курировать деятельность МВД в Северо-Кавказском федеральном округе.

Гибкий министр

Пожалуй, самые неоднозначные комментарии вызвало решение Президента России оставить на своем месте нынешнего министра Рашида Нургалиева. Правозащитники тут же стройным хором заговорили о том, что он должен был уйти в отставку, а это все полумеры.  

Но так ли уж все гладко у Нургалиева? С одной стороны, Медведев оказал ему доверие и поддержку. Именно министру поручено осуществлять начатую президентом реформу. Ему же поручено и творчески развить ее, представив в течение месяца “развернутый план совершенствования министерства, в том числе систему антикоррупционных мер и новый порядок отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел с учетом их моральных и психологических качеств”. Вот тут-то и есть основная ловушка. В частных разговорах рядовые сотрудники милиции говорят, что за месяц все это сделать просто невозможно. А значит, у президента появится повод заменить главу МВД.  

К тому же у него забрали статс-секретаря, проработавшего с ним без малого четыре года и готовившего все основные изменения. Зато в штате появились новые лица — оба из Администрации Президента. Нет никакого сомнения, что именно они и будут отвечать за реформу и готовить ее. А заодно и готовить почву для появления нового министра, чтобы быстро ввести его в курс дела.  

За этот месяц или даже полгода, учитывая поручение правительству разработать необходимые изменения в МВД до 1 декабря, Нургалиев не успеет все изменить. Но именно на него спишут все ошибки. С его именем будут ассоциироваться все проколы и уголовные процессы, типа дела Евсюкова. Полгода — достаточный срок, чтобы завершить все уголовные дела в отношении милиционеров за последний год. А новый хозяин министерского кабинета на Житной войдет туда в белом костюме. Как в старом анекдоте про фокусника в цирке.
Олег ФОЧКИН.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

“МК” предложил оценить предлагаемые шаги по реформированию МВД экспертам и задал им следующие вопросы:  

Кадровые и организационные решения президента — это реальное начало реформы или популизм?
Не нанесет ли сокращение численности МВД больше вреда?
Какие перспективы ждут уволенных?
Не ослабляют ли кадровые перестановки министра? Может ли он быть уволен в обозримом будущем?


МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ, АДВОКАТ:  

— Решения президента, озвученные на коллегии, — это не начало, это продолжение уже идущей реформы. Замена генералов носит, с одной стороны, характер ротации кадров, а с другой — показательное явление.  

Сокращение численности МВД не нанесет вреда эффективности МВД. Будет проведен качественный отбор, и уволены будут только самые слабые кадры.
Не похоже, что Нургалиеву надо опасаться за свое место. Если президент дает ему указание подготовить в течение месяца план реорганизации, то значит, что вполне ему доверяет.  

ГЕННАДИЙ ГУДКОВ, ЗАМПРЕД КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ:  

— Решения президента — это попытка реализовать намеченные принципы. Я их поддерживаю. Другое дело, что не совсем понятно, кого надо сокращать. Верхние должности, центральный аппарат, местные органы? Непонятны причины отставок генералов. Это ротация, профилактика или эти люди действительно где-то провинились? И если да, то где и в чем? Не ясно, будет ли с сокращением штата сокращаться и бюджет МВД? Как будет проведен отбор увольняемых?  

Техосмотр давно пора вывести из ведения министерства. Вывод медвытрезвителей из структуры МВД тоже верный с гуманистической точки зрения шаг.  

Очевидно, что сокращение и реорганизация необходимы. И не только в МВД, но и в других силовых ведомствах: СКП, ФССП, ГУИН — очень уж они разрослись. Но без внешнего контроля вся эта реформа очень быстро забуксует. Без введения парламентского, гражданского, прокурорского надзора все закончится тем, что безобразием в стране будут заниматься на 20% меньше человек.  

Медведев, взяв на себя контроль за проведением реформы, поставил свой имидж под угрозу. Если провалится реформа, то доверие к нему тоже упадет. И в этих условиях кажется неверным поручение реорганизации самому МВД. Нужна независимая комиссия, в которую бы вошли ветераны силовых ведомств, парламентарии, представители милиции и другие специалисты, которые мог ли бы взять на себя ответственность и не наломать при этом дров.  

Положение Нургалиева от кадровых перестановок никак не изменилось. Решения об увольнении и назначении министров принимает узкий круг людей в силу часто случайных факторов. Прогнозировать перемены в таких условиях невозможно.
Подготовил Игнат КАЛИНИН.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру