Депутаты Госдумы разъезжаются в регионы, где им предстоит общение с избирателями и местными властями, пребывающими в смятении по поводу грядущих перемен. Чтобы вооружить единороссов знаниями о законе, который они приняли (большинство, похоже, не читая), Минфин подготовил специальные материалы. Среди них — подборка под названием “Мифы и реальность” и график подготовки к переходу на новые принципы финансирования бюджетных учреждений.
Открывая собрание, первый вице-спикер Олег Морозов перечислил ключевые проблемы. Хотелось бы услышать, сказал он, как и по какой методике будет рассчитываться госзадание для новых бюджетных учреждений (БУ) и какие гарантии сохранения учреждений останутся в условиях, когда государство отказывается от субсидиарной ответственности по их долгам. “Вот он — момент истины, сейчас нам всё профессионально и предметно объяснят!” — подумали присутствующие. Но не тут-то было…
Основной докладчик, замминистра финансов Татьяна Нестеренко, поблагодарила депутатов за “конструктивный подход при работе с законом, за поправки, направленные на учет социальных и политических рисков”. А потом обрушилась на тех, кто распространяет зловредные “мифы” о законе. Их жертвой, оказывается, стал сам вице-премьер Алексей Кудрин: 1 мая он позвонил г-же Нестеренко и поинтересовался, правда ли, что принятый закон предусматривает сокращение числа бесплатных уроков в школе. Г-на Кудрина об этом спросила сестра из Петербурга… “Наглой ложью” назвала этот и другие подобные слухи г-жа Нестеренко. “Что же является движущей силой тех, кто выступает против закона?” — спросила она сама себя. И тут же ответила: “Против выступают те, кто привык работать в серой зоне!”
По ее словам, цель закона — создать хотя бы “квазиконкурентную среду” в бюджетной сфере. О какой хотя бы “квазиконкурентной среде” может идти речь в деревнях, где в лучшем случае одна библиотека, одна школа, один фельдшерский пункт и один клуб, она не сказала. Бояться того, что БУ ударятся в предпринимательскую деятельность, по ее мнению, не следует: предпринимательской деятельностью им можно будет заниматься лишь в том случае, если это закреплено в уставе учреждения и соответствует целям его создания. “Если это школа — пивом там торговать нельзя!” — привела пример замминистра. Пивом — нельзя, но образовательными услугами — можно…
Затем г-н Морозов расширил перечень недовольных законом: кроме оппозиции в него попали еще и анонимные “деструктивные силы”. А потом выступили зам. министров образования и культуры (представителя Минздравсоцразвития почему-то не было). Замминистра образования Юрий Сентюрин отрапортовал: к внедрению закона в жизнь ведомство, в принципе, готово. А госзадания для школ и вузов будут рассчитываться исходя из методики подушевого финансирования, уже отработанной в ряде регионов: “Больше учеников — больше средств, меньше учеников — меньше средств”. В зале поднялся шум. “А как же сельские школы?” — спросил кто-то…
Замминистра культуры Андрей Бусыгин признал, что разговор о законе нужен, потому что в России плохие традиции: “Когда в ХIХ веке власть предпринимала антихолерные меры, народ бунтовал!”
Пример — в самую точку: народ бунтовал, потому что не понимал смысла правительственных мер. По данным думского Комитета по делам Федерации и региональной политике, 80% регионов обеспокоены ожидающимися изменениями и сложностью предстоящей работы.
В итоге в Госдуме создана группа, которая будет заниматься мониторингом процесса реализации реформы. Теперь остается ждать, когда правительство подготовит несколько десятков нормативных актов — после их опубликования “многие вопросы снимутся”, признал вчера аудитор Счетной палаты Сергей Агапцев.