Александру Лукашенко на юбилейной встрече ЕврАзЭС в Астане (организации 10 лет) предстояло сесть за один стол с президентом Киргизии Розой Отунбаевой, только что вступившей в должность. Сложно было представить ее дружелюбно беседующей об интеграции с Батькой, приютившим у себя свергнутого 7 апреля Курманбека Бакиева. Однако прилюдно конфликта не состоялось, чему немало способствовал хозяин саммита Нурсултан Назарбаев. Кстати, титулов у казахстанского президента на нынешнем саммите прибавилось. Вчера он впервые общался со своими гостями в официальном звании Елбасы Назарбаев, что в переводе с казахского буквально означает “голова народа”. Встречая коллег, “голова” по одному провожал их в зал заседаний, а во время совместного фотографирования как будто намеренно держал потенциальных “конфликтеров” порознь. На это же играла и рассадка президентов на всех мероприятиях.
Публично белорусский гость не перемолвился и с российским коллегой, с которым накануне обменялся заочными уколами. Дмитрий Медведев назвал письменное обращение Лукашенко к российским бизнесменам “спамом”, а тот в ответ предложил российскому коллеге “успокоиться и посмотреть на тот мир, который его окружает”. Двусторонняя встреча двух президентов не исключалась, но так и не состоялась.
Лукашенко предпочел на главную тему саммита — введение в действие единого Таможенного кодекса — подробно не высказываться. “Белоруссия исходит из того, что любой союз братских государств должен быть во благо, в том числе Таможенный. Поживем — увидим”, — только и заметил он. В своем заявлении для прессы он предпочел сосредоточиться на Нурсултане Назарбаеве, “назвав его локомотивом ЕврАзЭС”. Сегодня Назарбаев будет праздновать 70-летний юбилей. Но правило “заранее не поздравляют” в отношении казахстанского лидера вчера не действовало. “ЕврАзЭСу исполнилось меньше, чем мне”, — скромничал Назарбаев. “Не переживай, ты выглядишь не хуже, чем ЕврАзЭС”, — рассмешил всех белорусский президент.
Белоруссия, долго тянувшая с ратификацией соглашений Таможенного союза, все же присоединилась к Казахстану и России, для которых Таможенный кодекс работает уже с 1 июля. С сегодняшнего дня он станет законом и для Белоруссии. Дмитрий Медведев этим особенно доволен: “Иногда казалось, что мы стоим на месте, но на самом деле двигались мы быстро. Сравните с интеграцией в Европе: мы идем быстрее, хоть и не без проблем. Это выгодное и интересное дело”. Назарбаев добавил, что в полном соответствии с евроинтеграцией в ЕврАзЭС будет создан торговый суд.
Роза Отунбаева, выступавшая следом, выразила желание видеть Киргизию в составе Таможенного союза. Пока же попросила денег из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (в нем сосредоточено $10 млрд. из России и Казахстана), обещав от имени своей страны не сидеть “на подаянии” вечно.
Лукашенко, до последнего надеявшийся выбить из Москвы отмену вывозных пошлин на российскую нефть, смирился и пошел на уступки. Правда, временно, как позже дал понять Игорь Шувалов: “Как Россия, так и Казахстан считают, что до формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) у каждой стороны остается право взимать экспортные пошлины. Республика Беларусь настаивает на том, что уже в настоящее время с образованием единой таможенной территории такое право исчезает”. Таким образом, пока пошлины остаются, но претензии со стороны белорусских “союзников” отнюдь не исключены. Как показывает практика, подписанные документы для Батьки — не правило, а предмет для дискуссий. Тем не менее, по словам Шувалова, решено ускориться, и уже к 1 января 2011 года правительства союзников разработают все соглашения по ЕЭП.
Значение Таможенного союза Шувалов оценивает как огромное: “Создан единый рынок трех государств, для которого будут действовать единые правила перемещения товаров. ЕС таких темпов не знал, там для этого потребовались десятилетия”. Однако мгновенно ждать улучшений не стоит: по словам Шувалова, в переходный период возможны сложности. Правила будут утрясаться несколько недель. Недовольных чиновник призвал обращаться в специально созданные оперативные штабы МЭР и ФТС при помощи “горячих линий”. Но уже сейчас ясно, что пересекать границы без уплаты таможенных пошлин (но только на груз не превышающий 65 кг и 1,5 тыс. евро по стоимости) можно отныне сколько угодно, а не раз в месяц.
Татьяна Замахина, Астана.
P.S. В общем, и юбиляр — Нурсултан Назарбаев, и его главный гость — Дмитрий Медведев могут праздновать и очередную победу над Батькой, и создание единой таможенной территории трех государств, к которой уже выстроилась хоть и маленькая, но очередь. Однако трем президентам не удалось решить по-настоящему глобальную задачу, кстати, заранее объявленную (еще в апреле этого года) первым вице-премьером Игорем Шуваловым, — как вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО). Назарбаев вчера заявил, что “втроем”. Иными словами, всем Таможенным союзом. Однако партнеры по ВТО неоднократно заявляли, что это невозможно в принципе, так как противоречит правилам организации. К тому же во время последнего визита в Вашингтон Медведев договорился с Обамой, что до конца сентября этого года будут сняты все препятствия с американской стороны на пути России в ВТО. Вследствие чего переговоры о вступлении России (в одиночку! — “МК”) в ВТО могут быть технически завершены до конца 2010 года. Вчера Шувалов как мог пытался смягчить провал трехсторонних переговоров о ВТО. В частности, он заявил: “У нас по-прежнему действует единая переговорная группа, созданная в прошлом году, которая ведет переговоры по формированию единой позиции. При этом мы понимаем, что у РФ осталось не меньшее число разногласий с торговыми партнерами. У нас есть все возможности в ближайшие недели эти разногласия снять. О том, как тактически завершить процесс вступления, решат президенты”. Что они и должны были сделать еще вчера.
Источник в российской делегации пояснил “МК”, что имел в виду Шувалов. Таможенный союз в ВТО целиком не примут. Возможна синхронизация условий вступления и сроков только России и Казахстана (Белоруссию там пока не ждут). По крайней мере, в Вашингтоне на это согласны. Но за это российскому бюджету придется заплатить, и дорого. Например, снизить до казахстанского уровня, то есть обнулить импортные пошлины на самолеты, комбайны и другую технику. Видимо, вопрос о взаимных компенсациях и тормозит сейчас Россию на пороге ВТО.
Крест на Батьке
В воскресенье на телеканале НТВ в прайм-тайм был показан документальный фильм “Крестный Батька”. Об Александре Лукашенко. Батьке припомнили все: начиная от похищений и убийств белорусских политиков, заканчивая личными взаимоотношениями с его любовницей Ириной Абельской. Не забыли рассказать и про миллиардные вливания России, за счет которых и существовало до поры до времени “экономическое чудо” Белоруссии.
Фильм предваряли титры о том, что материал был готов еще год назад. Но… белорусский КГБ якобы выкрал кассеты, однако анонимные герои спасли нетленку. Понятно, что без высочайшей санкции такой фильм на российском ТВ выйти не мог. В конце прошлой недели Батька позволил себе пренебрежительно отозваться о Медведеве и Путине. Ответ не заставил себя ждать…
Белорусы, понятно, по своему каналу НТВ этот “ответ наотмашь” посмотреть не могли. У них в это время шло “Бульдог-шоу”. Но те, кто имеет дома “тарелки”, фильм видели. И уже с утра оппозиционные сайты взорвались комментариями: “Вот теперь можно с уверенностью сказать: Москва сливает Лукашенко”.
Примечательно, что фильм вышел буквально за несколько часов до начала саммита ЕврАзЭС, где должна была решаться судьба Таможенного союза. Однако Лукашенко не только прибыл на саммит ЕврАзЭС в Астане, но и подписал Таможенный кодекс. Может быть, еще фильм не видел? Впрочем, белорусская делегация в Астане и белорусское посольство в РФ на этот демарш уже среагировали: “Выдвигать такие кощунственные обвинения в адрес главы государства недопустимо и преступно”, — заявил пресс-атташе посольства Виталий Сливка.
Игорь Кармазин