Ничего особо нового в проекте нет, но есть ряд настораживающих моментов. Авторы — а вышел проект из-под пера сотрудников ФСКН, - пытаются очень сильно расширить перечень своих полномочий и под размытую категорию «борьбы с наркотиками» подвести все: от экономических отношений до медицинской сферы. Не останется ни единого уголка, куда бы ФСКН не заглянула с функциями наблюдателя.
- К примеру, по новому законопроекту расширяются полномочия ФСКН ставить под запрет те или иные вещества, - говорит юрист Михаил Голиченко. - И он закрепляет полномочия директора ФСКН решать вопрос «о приостановлении оборота на территории РФ веществ, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическим или психотропным». Но с учетом безграничности фантазии ФСКН можно ожидать, что под запрет могут попасть самые неожиданные вещества. В свое время они пытались бороться даже с какими-то «цифровыми наркотиками». Эта тема чуть не вошла в Антинаркотическую стратегию на полном серьезе! А схватку с пищевым маком, зажигалками и бляхами от ремней с изображением листа конопли ФСКН ведет уже более 5 лет...
Законопроект также закрепляет полномочия ФСКН по «выдаче предписаний о прекращении деятельности граждан и организаций, а также по устранению причин и условий совершения правонарушений». Полномочия эти весьма широкие, а определены они нечетко. А учитывая, что ФСКН всегда широко трактовала определение «пропаганда наркотиков», то под новые полномочия может попасть любая деятельность, которая покажется ФСКН «причиной или условием».
- Закон о ФСКН лигитимизирует эту структуру, - убеждено говорит директор Института наркологического здоровья нации Общественной палаты РФ Олег Зыков, - а надо ее ликвидировать. И основанием этого является то, что основную свою функцию — силовую — они выполняют скверно. Известно, что большую часть незаконного оборота наркотиков изымают сотрудники МВД, а не ФСКН. И если передать силовую составляющую МВД, то, как минимум, уровень борьбы с наркотиками не ухудшится. Как минимум!