Террористов ловят не в том интернете?

«То, что регулируется вашими законами — это всего четыре процента»

Пакет "антитеррористических" законов, усиливающих государственный контроль за Интернетом, поможет контролировать только 4% трафика в Сети. Все остальное - в том числе теневые системы, в которых и общаются террористы - останется вне поля действия закона. Об этом заявил главный научный сотрудник ВНИИ МВД России Игорь Сундиев, выступая вчера на слушаниях в Общественной палате. Дело закончилось тем, что общественники инициативу депутатов Госдумы все-таки поддержали.

«То, что регулируется вашими законами — это всего четыре процента»

Законопроект предлагает приравнять к терроризму посягательство на жизнь общественных деятелей, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, а к признакам террористической деятельности - «дестабилизацию деятельности органов власти». Сотрудникам ФСБ предлагается дать право на повсеместный досмотр граждан, провайдеров - заставить по полгода хранить данные о действиях пользователей в Сети. А гражданам запретят анонимные электронные платежи, в том числе в Интернете. Судьба законопроекта предрешена: "Некоторые журналисты зевали, им было скучно, так как очевидно, что решение принимать нужно", - заметила депутат ГД, соавтор законопроекта Ирина Яровая.

Участники слушаний ее поддержали. Зампредседателя Следственного комитета Александр Федоров заявил, что предложенные нормы "соответствуют сложившимся за рубежом законодательным практикам" и даже "более либеральны". Политолог Иосиф Дискин отметил, что "меры несистемные" и предложил "компенсировать их расширением мер общественного контроля" - например, через систему общественных советов при ФСБ. "Общественность в день выборов собирайте для наблюдения, а профессионалам не надо советовать!" - вспылил в ответ Анатолий Капустин, замдиректора Института законодательства и сравнительного правоведения. В свою очередь замсекретаря ОПРФ Владислав Гриб и депутат ГД Андрей Луговой пообещали, что доступ к хранимой полгода информации о наших телодвижениях в Интернете будет предоставляться только по решению суда.

А вот академик РАЕН, профессор Игорь Сундиев подошел к вопросу с другой стороны: по его мнению, предложенный законопроект надо одобрить, но... этого бесконечно мало. "96% трафика - невидимый Интернет, а то, что регулируется вашими законами, это всего 4%, соцсети и отчасти мобильные приложения", - объяснял он, обращаясь к законодателям. «Невидимым» специалисты называют технический обмен данными в электросетях, между банками - в эти системы, как объяснил "МК" Сундиев, злоумышленники могут внедряться и общаться там, как в соцсетях. Когда же они приходят на популярный ресурс и вербуют потенциальных террористов там - это всего лишь верхушка айсберга. Кроме того, внедряясь в технические сети, преступники могут совершить теракт, не вставая из-за компьютера. "9 января вышла из строя подмосковная система видеонаблюдения "Стрелка", причиной был компьютерный вирус, - напоминает Сундиев. - Понять, где заканчивается технический сбой и начинается криминал, невозможно - на это и рассчитано кибероружие". При этом если нет жертв, то о терроризме никто и не говорит, только о "техническом сбое".

А ведь есть еще и "теневой Интернет" - полностью неподконтрольная параллельная зона Сети. Вот где рассадник терроризма преступности! Сундиев признает, что в законодательстве других стран всех этих понятий - "невидимый Интернет", "теневой" - просто не существует. "И тем не менее на Западе знают, что это такое, и умеют с этим бороться", - сказал он "МК"...

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру