У туризма на Кавказе горы проблем

Инвесторы не стремились в регион и до терактов в КБР

Расстрел московских лыжников в Приэльбрусье напрямую связывают с гигантскими финансовыми вливаниями в туристический бизнес Северного Кавказа. Но если смерть туристов определялась как преграда на пути благотворных финансовых потоков в регион, то она была напрасной. Инвесторы не спешат вкладывать средства в Приэльбрусье. А мнение о том, что причиной трагедии стал передел огромных откатов в отрасли, и вовсе не выдерживает никакой критики. Предмета макрораспила в действительности пока нет. И вряд ли он появится в обозримом будущем. И это несмотря на заявление премьера Владимира Путина о том, что в 2011 году на Северном Кавказе будет реализовано 37 крупных проектов с инвестициями в 400 млрд. рублей — правда, в основном в сельском хозяйстве, ТЭК, строительстве.

На совещании премьер напомнил, что на реализацию проектов особых экономических зон туристического типа на Кавказе правительство направляет 60 млрд. руб. и предоставит госгарантии по кредитам еще на 50 млрд. руб. Предполагается, что туристический рай станет реальностью в 2017—2018 годах. Но это еще очень нескоро — пока ни рубля из этих денег никто не освоил.

Инвесторы не стремились в регион и до терактов в КБР

Создание особых экономических зон туристического типа на Кавказе объявлено спасением местных жителей от бедности и безработицы. Но обещанные правительством 60 млрд. руб. на развитие инфраструктуры горнолыжных кластеров в СКФО — это лишь капля в море денег, которыми необходимо залить кавказские склоны, чтобы они хоть как-то стали напоминать альпийские. Общий бюджет проекта по модернизации курортов Северного Кавказа официально оценен в 451,4 млрд. руб. — а это значит, что еще 391,4 млрд. руб. надо найти в карманах инвесторов. Без них госбюджетные деньги так и будут болтаться на счетах казначейства.

Реализацией проекта займется специально созданное ОАО “Курорты Северного Кавказа”, которое уже предложило правительству на 10 лет обнулить все, кроме НДС, налоги для инвесторов туристических кластеров. Но вряд ли частный бизнес будет охотно реагировать на призывы власти строить горнолыжные комплексы в Карачаево-Черкесии, в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестане, Адыгее. Прежде всего потому, что это экономически невыгодно. “Еще до того, как произошел последний расстрел московских туристов и обрыв канатной дороги в Кабардино-Балкарии, действующие отели в среднем были загружены на 50%. Необходимости строительства новых отелей сейчас нет, поэтому российских и зарубежных инвесторов привлечь будет сложно”, — считает Андрей Верников, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК “Церих Кэпитал Менеджмент”. Тем более привычки вкладываться в кавказские госпроекты у бизнеса явно нет. Например, в рамках ФЦП “Юг России” в 2008 году республики привлекли частных инвестиций 44,8% от плана, в 2009 году — 2%, а в 2010-м — 34%.

Особую остроту ситуации придает то, что речь идет не только о вечно бурлящем Дагестане, но и закипающем уголке Северного Кавказа — Кабардино-Балкарии. Недавно появилась информация, что, возможно, обрыв канатной дороги произошел по техническим причинам. Выходит, что туристы должны опасаться не только террористов? Вспоминается и авария на первой очереди нового подъемника несколько лет назад... Знающие люди поговаривают, что тут не обошлось без столкновения интересов бизнес-группировок, которых устраивает, как текут туристическо-финансовые потоки. И в новых проектах они усматривают угрозу существующему положению вещей — а значит, и собственному благополучию. Так или иначе, но особенности национального бизнеса сложно сбрасывать со счетов. “В республиках Северного Кавказа тяжело вести бизнес даже для значительной части местных предпринимателей, не говоря уже о “пришлых” бизнесменах”, — согласен Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела независимого аналитического агентства “Инвесткафе”.

Кластер южный, никому не нужный...

Тем не менее кабардино-балкарский кластер занимает ключевое место во всем плане чудесного преображения Северного Кавказа. Туристическая инвестпрограмма региона по развитию горно-рекреационного кластера “Приэльбрусье” оценивается в 108,14 млрд. руб. На бумаге все выглядит сладко да гладко. В частности, в регионе планируется построить новые лыжные трассы, подъемники и гостиницы. А также автомобильные дороги, скоростную железную дорогу и новый аэродром для легких самолетов.

Впрочем, радужные перспективы не особо подкреплены хотя бы реальными договоренностями, не говоря уже о живых деньгах. Развитие “подкластеров”: курортных зон “Чегет”, “Чиперазау”, “Юсеньги” и “Эльбрус” — остановилось на стадии мастер-планов, подготовленных Агентством инвестиций и развития КБР. То есть никому, кроме самой республики, они пока не нужны. 18-миллиардный проект курортно-рекреационного комплекса “Джилы-Су” на северо-восточном склоне Эльбруса украшен планами построить инфраструктуру за счет средств федерального и регионального бюджетов. Причем федералы должны выделить 6,4 млрд. руб., а Кабардино-Балкария раскошелится всего на 1,6 млрд. В республике надеялись, что остальные 10 млрд. руб. на 17 канатных дорог и 200 км трасс потратит ЗАО “Холдинговая компания “ИНТЕРРОС”. Впрочем, в перечне инвестпроектов КБР честно указано, что у компании нет не то что эльбрусского бизнес-плана, но даже его черновика. Что неудивительно: группа Потанина сейчас сосредоточена на другом спортивном объекте — олимпийской стройке “Роза Хутор” в Красной Поляне. Там сдали первую очередь, а ведь предстоит еще два этапа масштабной стройки. Ввязываться в новые расходы до Олимпиады как минимум нелогично. После — тоже, ведь краснодарский курорт предстоит раскручивать среди рядовых потребителей. Так зачем своими же руками создавать себе конкурента? При этом Потанин недавно признался, что не рассчитывает на какие-то сверхбарыши от горнолыжного курорта в субтропиках: “Будем сводить концы с концами — и слава богу”.

Откровенное признание одного из самых известных российских олигархов о прибыльности горнолыжного бизнеса заставляет крепко задуматься всех его потенциальных конкурентов. Кроме того, олигарх недавно признался, что поначалу всерьез присматривался к Кабардино-Балкарии, но позже выяснилось, что обратная сторона Эльбруса не подходит для горнолыжных соревнований. Поэтому проект пришлось похоронить.

Инвесторы не идут к горе

Еще в Кабардино-Балкарской Республике планируется построить спортивно-туристический комплекс “Эльбрусское ожерелье” стоимостью 380 млн. евро. Проект, предложенный ООО “Олимп”, одобрил республиканский Совет по инвестициям. Средства на строительство курорта компания планировала привлечь у зарубежных инвесторов. В ноябре 2009-го было подписано трехстороннее соглашение об инвестициях между минэкономики КБР, ООО “Олимп” и южнокорейской компанией “Ханок”. С тех пор никаких финансовых активностей по этому проекту не наблюдалось.

Следующий пункт в туристической инвестпрограмме — комплекс “Азау”. На который компания “Ай-би-си” усиленно ищет инвестора — даже на своем сайте объявление разместила. Таковому предлагается вложиться в строительство горнолыжного стадиона с гостиничным комплексом и паркингом. Впрочем, компании сейчас куда важнее восстановить взорванный террористами подъемник. Канатка от Азау до станции Старый Кругозор — ее инженерный проект. В 2008 году была сдана его вторая очередь, подвесная дорога Старый Кругозор — Мир, в планах — подъемник Мир — Гарабаши. Нетрудно догадаться, что теперь найти партнеров в новый проект будет весьма проблематично.

Как видно, споры о дележе курортных миллиардов довольно преждевременны. Сложно делить то, чего еще нет. И вряд ли появилось бы в ближайшие годы — интерес инвесторов к республике падал еще в “мирное” время. В 2007 году в развитие Кабардино-Балкарской Республики было инвестировано 15,88 млрд. руб., в 2008-м — почти столько же. В 2009 году этот показатель упал до 12,053 млрд. руб. А в 2010 году, по данным Минрегионразвития, объем инвестиций снова снизился — более чем в два раза. При этом для устойчивого развития КБР требует 20 млрд. руб. инвестиций ежегодно. А инвесторы к горе все не идут.

Может, сама гора за ними плохо ходит? Но КБР и так обещала потенциальным партнерам кучу бонусов: снижение ставки налога на прибыль, освобождение от налога на имущество организаций на пять лет, поручительство перед банками и компенсацию части затрат на электрификацию. Но, как видно, великих результатов эти меры не принесли. Да и сам бюджет региона то и дело балансирует на грани высокодотационного. В 2009 году его доходы составили 22,5 млрд. руб., из них лишь 9,8 млрд. были собственными. В 2010-м доходы регионального бюджета — 22,48 млрд. руб., собственные доходы — 10,3 млрд. руб. Остальное — деньги федерального бюджета.

Дожить до Олимпиады

Другие курорты горнолыжного кластера тоже не могут похвастаться очередью из желающих дать денег на их развитие. После презентации проекта на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге дело ограничилось подписанием нескольких протоколов о намерениях с потенциальными инвесторами. Дальше намерений дело пока не зашло.

Горноклиматический курорт “Лагонаки”, совместный проект Краснодарского края и Адыгеи, находится на “бумажной” стадии: идет экспертиза документов, подготовка земельных участков, формирование территорий для включения в особую туристическо-рекреационную экономическую зону. Впрочем, этому-то курорту как раз меньше всех стоит переживать за отсутствие частных капиталов. Генеральный спонсор — федеральный бюджет страны, до 2019 года он направит в проект 20 млрд. руб. Притом что начиная с 2003 по 2010 год объем вложений в инфраструктуру составил более 2 миллиардов рублей по программе “Юг России”. Частные инвестиции в проект оцениваются в 7,6 млрд. руб. К слову, затевая очередную стройку века, финансовые власти любят подчеркивать, что ожидают от одного государственного рубля как минимум трех частных. Тут все с точностью до наоборот.

На этом фоне выделяется туристический комплекс “Романтик” всесезонного горного курорта “Архыз” в Карачаево-Черкесии. Группа “Синара”, принадлежащая председателю совета директоров ОАО “Трубная металлургическая компания” Дмитрию Пумпянскому, намерена потратить 6,2 млрд. руб. на строительство горнолыжной, гостиничной и коммерческой составляющих курорта. Но эти деньги в конечном итоге все равно являются государственными — группа привлекает кредит Внешэкономбанка. Кредит не субсидия, отдавать, конечно, придется. Но проценты этого института развития сложно назвать грабительскими. Вместе с тем всю подводящую инфраструктуру проекта — автодороги, линии электропередачи, газопровод, системы водоснабжения и другие коммуникации продолжит развивать ОАО “Курорты Северного Кавказа”. Госмонополиям будет где потратиться.

А президент Дагестана Магомедсалам Магомедов недавно встречался с главами австрийских компаний “Винтертехник инжиниринг Гмбх” и “Горбах Консалтинг” на предмет развития инфраструктуры на курортах “Матлас” и “Чиндирчеро”. Генеральный директор компании “Винтертехник инжиниринг ГмбХ” Томас Юрс отметил, что компания, которую он возглавляет, с удовольствием примет участие в реализации инвестиционного проекта по строительству горнолыжного курорта “Матлас”. Но есть сомнения, что в ближайшее время австрийцы перейдут от слов к делу. “На практике инвесторы будут ждать Олимпийские игры в Сочи, к которым готовятся не только спортсмены, но и боевики. После Игр будет видно, насколько власти могут обеспечить безопасность туристов. Если безопасность будет обеспечена, то можно говорить о дальнейших перспективах развития туризма на Северном Кавказе”, — полагает сведущий в психологии инвесторов Верников.

Северокавказским курортам мешает мундиаль

Очевидно, что на одни только “государственные” 60 млрд. руб. Северный Кавказ в Куршевель не превратить. А выложить из госказны большую сумму в ближайшие годы невозможно. Впереди футбольный ЧМ-2018. Который обойдется России в $50 млрд., полагает директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина. $3,8 млрд. — на строительство стадионов. Из них лишь два, арена “Спартака” и стадион для “Динамо”, возведут на частные деньги. В туристическую инфраструктуру Россия пообещала вложить $11 млрд. Еще $35 млрд. будут потрачены на строительство автомобильных и железных дорог. Кроме того, предстоит масштабная реконструкция аэропортов стоимостью в $1,4 млрд. Владимир Путин уже намекнул, что на подготовку к мундиалю мог бы потратиться Абрамович: “Не убудет. У него много денег”. Практика отправки “в стройотряд” крупного бизнеса, впрочем, во всей красе показала себя в Сочи. Белые Игры уже обходятся в 950 млрд. руб., из них 800 млрд. руб. прямо или косвенно вкладывает государство — например, с помощью кредитов ВЭБа или построенных госмонополиями объектов инфраструктуры.

Не исключено, что что-то подобное может произойти и с Северо-Кавказским туристическим кластером — не найдется другого инвестора, кроме как в своем отечестве. И тот мог бы быть щедрее, да статей расхода и так выше Эльбруса. Хотя сумма в 390 млрд. руб. в принципе не является чем-то совсем уж недостижимым. Но даже если острота террористической угрозы будет снята, проблемы все равно останутся. В первую очередь это обеспечение высокого качества услуг и безопасности. “Поэтому на текущий момент перспективы привлечения крупных, в том числе международных инвесторов, остаются довольно туманными, — заключает Адамидов. — Слишком высоки политические и административные риски. Проблему можно будет решить только в том случае, если федеральные, местные власти, инвесторы, а также широкие слои местного населения будут работать, что называется, в одной упряжке, нацеленные на конечный результат, а не на пресловутый распил бюджетных денег или иной сиюминутный эффект”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру