Черноморское побережье

Тридцать лет добиралась до России “королева автоспорта”

Мрачным весенним днем 2002 года в столичной мэрии собрали цвет отечественной журналистики, чтобы придать пафоса сцене торжественного подписания промоутерского контракта на проведение Гран-при “Формулы-1” в Нагатинской пойме в Москве. Однако тщательно подготовленная сенсация закончилась полным конфузом.

Тридцать лет добиралась до России “королева автоспорта”

“Хозяин” и создатель современной “Формулы-1” Экклстоун приехал в Москву зря — в самый торжественный момент Лужков отложил ручку и подписывать контракт отказался. В той истории осталось немало неясного. Скорее всего, тогдашнего мэра Москвы поставили в тупик условия договора, в частности ежегодный взнос в казну первой “Формулы” за право проведения Гран-при. И стало совершенно ясно, что “Формуле-1” в ближайшее время у нас не быть.

НАШ ЭКСПЕРТ

Игорь ЕРМИЛИН, первый вице-президент Федерации автомобильного спорта и туризма, организатор кольцевых гонок и конструктор гоночных автомобилей:
— До сочинского одним из наиболее реальных был проект строительства трассы в Молжаниновском районе столичного региона, который прорабатывался в начале 2000-х. В течение нескольких лет была проведена огромная работа, предпроектный анализ, подготовка территории. Но позднее возник проект в Нагатинской пойме, который одобрил Юрий Лужков, и Молжаниново “заморозили”… Дело в том, что от тогдашнего мэра Москвы зависело все в городе. И понятно, что когда Иосиф Орджоникидзе, человек, которому градоначальник бесконечно доверял, положил перед ним мастер-план по Нагатину, вся система развернулась в другую сторону. Было невозможно и подумать о том, что что-то произойдет в другом месте, когда Лужков сказал — Нагатино. А после того, как и этот проект не состоялся, Юрий Михайлович потерял всякий интерес к “Формуле-1”…

фото: Лариса Лощенова

Марш несогласных

И вот спустя более чем восемь лет промоутерский контракт на “королеву автоспорта” подписал олимпийский Сочи. Контракт, подписанный в октябре и одобренный на федеральном уровне, предусматривает проведение российского Гран-при на будущей полустационарной трассе в Сочи с 2014 по 2020 годы.

Однако у идеи нашлось немало противников. И “Формула-1”-де нам ни на что не сдалась, а теперь и за стройку плати (а ведь и так на Олимпиаду немало потратили), и за само право проведения Гран-при надо отстегнуть немало… И что вообще начнется в Сочи, когда туда попрут всякие шумахеры с хэмилтонами свои “мерседесы” с “макларенами” в море мыть и вообще — шуметь и мешать аборигенам и отдыхающим. Жили мы без F1 и дальше проживем. Новое строительство будоражит общество. У специалистов возникают сомнения: каким образом состоится этот проект, нужна ли нам именно половинчатая, полустационарная трасса, будет ли Гран-при Сочи хорошо технически обеспечен персоналом и грамотно построен? Болельщиков волнует обеспечение жильем и инфраструктурой во время проведения Гран-при. Жители Сочи опасаются новых проблем вдобавок к олимпийским. А жители страны сомневаются: стоит ли затевать такой дорогостоящий проект ради того, что “забить Берни баки”?.. Свои опасения есть у всех. Хотя вряд ли многие страны, от Германии до Кореи, гоняются за правом проведения такой гонки просто так…

НАШ ЭКСПЕРТ

— Пока может быть некоторое недопонимание, во что обойдется строительство трассы. С развитием проекта затраты, как правило, растут. Но нужно понимать, что затраты — это не только Олимпиада или “Формула-1”, это развитие региона в целом. И стоимость полустационарного автодрома в бюджете одного только Спортивного парка в Сочи — действительно песчинка. Трасса “Формулы-1” — это еще один спортивный объект, который при хорошей рекламе будет привлекать туристов, продлевая курортный сезон. Что касается промоутерского контракта, по которому принимающая сторона платит за проведение Гран-при, все очень просто. В течение нескольких десятилетий Берни Эккслтоун создавал продукт, который при появлении в конкретном регионе генерирует там деньги, поступающие извне, с туристами. Теперь он предлагает этот продукт, позволяющий заработать деньги, и получает, говоря приземленно, свои комиссионные. Это хорошая реклама для страны — событие привлекает внимание всей планеты: разовая телеаудитория этапа составляет 600 млн. человек, которые смотрят трансляцию в течение одного-трех дней.

Деньги — рекой

Так уж сложилось, что “Формула-1” в частности и автоспорт в целом — один из самых недооцененных видов в нашей стране. В советские времена он считался атрибутом прогнившего Запада, аналогом современных гладиаторских боев, о чем гласили немногочисленные страшилки на страницах журнала “За рулем”. Тем временем современные кулибины листали чудом добытые журналы на чешском (!) языке — ничего другого просто не было — и мастерили свои “болиды” в гаражах. Увы, отставание и изоляция от всего мира были таковы, что ничего особо путного не выходило. Национальные трассы также были далеки от стандартов Монцы и Хоккенхайма. Единственная из соцстран — Венгрия — построила-таки “формулическую” трассу к 1986 году. В те годы команды-капиталисты ездили туда с опаской, впрочем, ездят они с опаской в Венгрию до сих пор: это одна из самых худших трасс чемпионата мира. Будем надеться, что сочинцы соорудят нечто получше мадьяров…

НАШ ЭКСПЕРТ

— Сомнений в том, что Гран-при России в Сочи будет, у меня нет. Россия и Советский Союз никогда не проваливали крупные мероприятия. Не думаю, что в Сочи будут проблемы с организацией Гран-при, по крайней мере в плане того, что не касается спортивной составляющей. Очень важно привлечь профессионалов. И если в зимних видах у нас немало высококлассных специалистов, в автоспорте пока таковых немного. Нужно долго и серьезно готовить команду, которая будет задействована в этом процессе. Если призыв президента развивать автоспорт в России будет услышан, думаю, что в течение трех лет перед гонкой мы увидим бурный рост автомобильного спорта в стране. И значит, к Гран-при будем полностью готовы. К тому же в большинстве стран Гран-при проходят благодаря серьезным госдотациям. Например, Сингапур дотируется в сумме примерно $60 млн. ежегодно. При этом доходы региона составили около $150 млн. извне в 2009 году. Бахрейн также дотирует проведение Гран-при. Сюда, по словам организаторов, “приезжает” $395 млн. ежегодно. Именно поэтому за Гран-при борются, и борются именно государства, а не частные промоутеры.

И все-таки Гран-при!

Когда на смену “совку” пришла свободная Россия, “железный занавес” превратился в финансовый. Любой вопрос, будь то подготовка пилота, постройка болида или проведение Гран-при, — вопрос очень больших денег. И “Формула-1” продолжала оставаться видом спорта, мягко говоря, не сильно одобряемым ни в верхах, ни в широких слоях населения. Хотя первая попытка проведения Гран-при в России (СССР) 30 лет назад тоже была связана с Олимпийскими играми. Босс и идеолог “королевских гонок” Берни Экклстоун посетил Олимпиаду-80, после чего начал переговоры с Брежневым. И если бы не смерть генсека, то, возможно, в 1983 году мы могли бы увидеть “формулические” болиды на Воробьевых горах. После этого, как вздыхают эксперты со стажем, “было много чего еще”. Самое “много” случилось на рубеже веков, когда к финишу практически одновременно неслись три проекта — два московских и один петербургский. Всем трем удалось вызвать интерес властей “Формулы-1”. С тех пор примерно раз в год СМИ продолжали взрываться новостями на тему проведения гонок “вокруг Кремля”, и тем не менее проект теперь должен состояться в Сочи. И будем надеяться, что сочинская трасса все-таки завершит 30-летнюю историю бесплодных попыток и начнет реальную историю Гран-при России.

НАШ ЭКСПЕРТ

— Сегодня этапы чемпионата проходят на трассах разных типов — стационарных автодромах, городских (тех, которые собираются на одну гонку) и полустационарных. Последними, в частности, являются австралийский Альберт-Парк, автодром им. Жиля Вильнева в Канаде — там много стационарных элементов, что позволяет провести определенное количество соревнований в течение года. И все три варианта имеют право на существование. В каждом конкретном случае это решение местных организаторов и властей. Учитывая то, что выбранное в Сочи место под трассу расположено в Олимпийском парке, в котором существует большое количество спортивных объектов, построить стопроцентно стационарную трассу вряд ли бы удалось... и сработал вариант полустационара. Он расположится вдали от жилой части города и не будет мешать ему жить. Иметь трассу в Сочи благоприятно с точки зрения климата, там нет перепада температур и почти отсутствуют минусовые, а для состояния асфальта это очень важно. Кроме того, климат позволит эксплуатировать объект по назначению — для гонок и тестов — почти круглый год. А вот в Москве месяцев пять пришлось бы выкинуть…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру