Золотые трубы водоснабжения

Тарифы на влагу не устраивают ни ее потребителей, ни ее производителей

Не секрет, что в олимпийской столице Сочи до сих пор не решена в полной мере задача подачи жителям и гостям этого города воды и отвода от них же всяческих нечистот. Не так все хорошо и в других регионах. На XX Всероссийском съезде водоканалов, проведенном Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения (РАВВ) именно в Сочи, попытались окончательно решить эту проблему. Как водится, не обошлось без требований поднять водные тарифы.

Тарифы на влагу не устраивают ни ее потребителей, ни ее производителей

По признанию министра регионального развития Виктора Басаргина, износ инфраструктуры водного хозяйства в ряде регионов уже достиг 70—80%, а в целом по стране водопроводные сети “убиты” на 63%, канализации — на 62,8%, и более 30% основных фондов давно отслужили свои сроки. “На восстановление всей отрасли требуется порядка 1,9 трлн. рублей, но, учитывая многие факторы, сумма может оказаться намного больше”, — заявил Басаргин. Он предупредил, что таких денег от государства ждать не стоит, но пути решения назревшей проблемы все же есть. “Скоро мы представим правительству план по привлечению частных инвестиций в отрасль. Предполагаемые мероприятия будут способны привлечь до 2,5 трлн. рублей”, — согрел души водопроводчиков министр регионального развития.

Странное слово “канализование”

И все же основные надежды “водяных” возложены на проект федерального закона “О водоснабжении и канализовании”. Он был внесен в Госдуму в январе этого года. Одно из главных нововведений — установка двухставочного тарифа на воду, то есть предлагается разбить тариф на две части: за потребляемую мощность (что-то вроде абонентской платы за услуги мобильной связи) и за фактический расход воды. По такому принципу водоканалы будут работать с частными домовладениями, юридическими лицами, а также с управляющими компаниями и ТСЖ, которые в свою очередь пересчитают платежи для городских жителей. В законопроект также включены положения, обеспечивающие повышение энергоэффективности. Будет организован и коммерческий учет с использованием новых приборов, позволяющих считывать показания со счетчиков дистанционно. Кроме того, после вступления закона в силу пересмотрят процедуру заключения договоров с ТСЖ.

Сегодня водопроводчики терпят серьезные убытки, работая с так называемыми фирмами-однодневками. “Мы не можем отказать им в предоставлении услуг, потому что конечным их потребителем является население. Но формально у нас покупает воду управляющая компания или ТСЖ. Среди них много липовых, которые лишь собирают с граждан деньги и тут же исчезают. Организации порой получают сразу по три-четыре требования из одного дома о заключении договора. Причем каждое ТСЖ, представляющее один и тот же адрес, приносит документы, заверяющие, что оно “единственно правильное”. Это создает проблемы не только нам, но и населению, вынужденному оплачивать услугу несколько раз”, — описала ситуацию исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.

В законопроекте также говорится о возможности передачи коммунальных объектов или их составных частей в частную собственность. Однако это предложение регионы не поддержали. “Вода — стратегический ресурс, обеспечивающий основные условия жизнеобеспечения граждан, а значит, и интересы государственной безопасности”, — отметил президент группы компаний “Росводоканал” Александр Шенкман. Он напомнил, что согласно действующему законодательству недра, в том числе подземные воды, находятся в федеральной собственности, а государство лишь передает права пользования участками под определенные условия в долгосрочную аренду. По мнению Шенкмана, оптимальной моделью управления водной отраслью стала бы концессия. “Она — лучший способ достичь компромисса между интересами муниципалитета, частного оператора и потребителя. Эта форма предоставляет гарантии возврата инвестиций, а по истечении срока аренды все права на объекты остаются в ведении муниципалитета”, — объяснил свою позицию Александр Шенкман. Министр ЖКХ Московской области Александр Соловьев был более лаконичен: “Объекты водоснабжения, водоотведения, объекты, которые влияют на жизнь, на здоровье, экологическую безопасность людей, должны находиться в муниципальной собственности и не подвергаться банкротствам, не могут быть брошенными или некачественно обслуженными”.

В Минрегионе рассчитывают, что парламент рассмотрит закон “О водоснабжении и канализовании” уже в нынешнюю весеннюю сессию.

Тарифы, которые нам навяжут

Схема формирования тарифов, которая действует сегодня, уже никого не устраивает. В то время как водоканалы вынуждены закладывать в ежемесячную плату, вносимую гражданами, потери из-за ветхости сетей и несанкционированных подключений, рядовых потребителей, которые еще не успели установить индивидуальные счетчики, душат нормативами общедомовых считывающих приборов. В этом случае сумма платежа рассчитывается исходя из среднего уровня потребления воды по подъезду, что зачастую оказывается в разы больше реально использованных литров.

Увеличение тарифов на воду сегодня сдерживается главным образом за счет предельного индекса роста, который ежегодно устанавливается Федеральной тарифной службой. В нынешнем году он составляет 15%. Руководители водоканалов видят в этом помеху, заставляющую работать себе в убыток, и выступают за долгосрочное планирование тарифов, которые должны формироваться на срок от 3 до 5 лет, учитывая особенности территории и состояние сетей в каждом конкретном регионе.

Виктора Басаргина такое предложение даже немного сбило с толку, ведь рассчитывать тарифы индивидуально для каждого региона — дело сложное и кропотливое. “Как установить баланс по тарифу — большая проблема. Единого показателя по стране нет ни по норме потребления, ни по стоимости. Есть регионы, в которых плата за куб — всего 5 рублей. Возможно, необходимы 5—10%-ные повышения, а в некоторых случаях и все 20%”, — отметил министр регионального развития. На помощь Басаргину пришел его зам Анатолий Попов, который заявил, что приоритетами при расчете тарифов были и будут интересы населения, которые не должны быть ущемлены.

Непоследовательность тарифной политики прежде всего отрицательно влияет на возможности привлечения частного капитала. Да и стоимость услуг водоснабжения и канализования, с точки зрения их производителей, должна быть гораздо выше: в России она в два-три раза меньше, чем в развитых странах.

Вымирающая отрасль водоснабжения

О высоких потребностях сферы ЖКХ и системы водопроводного комплекса в частности в квалифицированных специалистах всех уровней говорил зам. министра регионального развития Анатолий Попов. По его словам, ЖКХ необходим приток в 250—300 тысяч человек в год. Для преодоления кадрового голода сейчас принимаются определенные меры: создаются учебные центры по повышению квалификации, открыты кафедры в целом ряде вузов. Но отраслевики считают, что главной задачей является повышение престижа профессии. Проблема стоит настолько остро, что впору говорить о вымирании целой отрасли — средний возраст рабочих на водоканалах уже перевалил за 40 лет, молодежь попросту не идет на подобного рода объекты.

Работать на разваливающихся предприятиях действительно вряд ли у кого-то появится желание. “Для модернизации всего ЖКХ, только на приведение его к нормативному уровню, необходимо 6,5 трлн. рублей, из них 30% приходится на воду. Понятно, что у государства таких денег нет, поэтому партнерство — это путь, без которого никуда не денешься”, — отметил Попов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру