Уго третьим будет

Венесуэла признала Абхазию и Южную Осетию. Но не бескорыстно

Переговоры российского президента Дмитрия Медведева с венесуэльским коллегой Уго Чавесом начались с сенсации. “Венесуэла присоединяется к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии”, — сразу после уверений в дружбе заявил “боливарский революционер”. Таким образом, Венесуэла стала третьей страной, признавшей независимость республик, — после России и Никарагуа. “В обмен” же венесуэльцы, похоже, получили возможность купить в кредит нашу военную технику.

В ближайшее время Венесуэла, по словам Чавеса, установит дипотношения с Абхазией и Южной Осетией. Новость, которую венесуэлец преподнес Медведеву, по всей видимости, сюрпризом не была. Неспроста в столицу подъехал и абхазский президент Сергей Багапш. На весть он отреагировал тут же. “Мы намерены развивать самые тесные экономические и политические связи с Венесуэлой”, — сказал он журналистам. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, по информации от источника среди российских переговорщиков, также специально прибыл в Москву.

С Медведевым Чавес общался исключительно на “ты” и обращался к нему “мой друг и товарищ”. Так что весть о признании Южной Осетии и Абхазии выглядела в контексте диалога двух президентов как дружеский жест. На самом деле российские переговорщики воспринимают этот шаг как уступку со стороны Венесуэлы — латиноамериканцами двигал вполне прагматичный расчет на покупку нашей военной техники в кредит. Соглашение между министерствами обороны двух стран стало частью внушительного пакета документов, подписанного сторонами в ходе встречи.

До того как перейти к конкретике, президенты немало времени посвятили “лирической части”. “Мы давно не виделись, я соскучился, — признался коллеге Медведев (c их последней встречи в Венесуэле прошло десять месяцев. — “МК”). — Кризис случился — штука неприятная. Пора сверить часы… Ты совершил дипломатическое турне (за неделю Чавес посетил Ливию, Алжир, Сирию, Иран, Венецию и Белоруссию. — “МК”). Рад, что у тебя состоялись такие масштабные переговоры”.

Уго короткую речь президента тщательно законспектировал. Ответный спич венесуэльца, однако, конспектированию практически не поддавался: это был поток сознания. Перебивая переводчика, он в числе прочего сообщил: “Россия — супердержава и, несмотря на кризис, твердо стоит на ногах. Я недавно читал твою речь на встрече в рамках БРИК. И мне особенно запомнилось, что однополярный мир поддерживается искусственно. Могу сказать, что однополярный мир разрушен!” Он вспомнил, как с Владимиром Путиным “гулял 10 лет назад в этих лесах и мечтал о создании многополярного мира — и он наступил”. Передал Чавес и массу приветов — например, от “кавалера Берлускони” и нашего “брата Лукашенко”. “Блестяще”, — засмеялся Медведев.

За закрытыми дверями президенты совещались куда дольше запланированного. По итогам кроме упомянутого соглашения Минобороны стороны подписали соглашение о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе ВТС (чтобы военные технологии не передавались третьим странам). Президент Венесуэлы, по собственному признанию, собирается в ближайшее время купить российские танки с газотурбинным двигателем. Российские переговорщики не исключили возможности поставлять эту и другую технику в кредит.

После переговоров никакой конкретикой, касающейся сотрудничества в военной сфере, президенты не поделились. “Такого рода контракты далеко не всегда подписываются на публике, — объяснил Медведев. — Танки будем поставлять, безусловно. У нас хорошие танки”. Более подробно сообщили лидеры государств о заключении важных соглашений по работе российского “Национального нефтяного консорциума”, созданного специально для добычи венесуэльской нефти. Он займется разработкой нефти в дельте реки Ориноко с возможными запасами 53 млрд. баррелей нефти. Финансировать совместные проекты будет новый российско-венесуэльский банк.

На пресс-конференции Уго опять двинул длинную речь: рассуждал как о Карле Марксе, так и о США, которые “печатают деньги”, “претендуют на контроль над всем миром”, создавая свои военные базы, и т.п.

— Г-н президент Венесуэлы находится в хорошей физической форме, шутит, очень энергичный, — отвесил на прощание Медведев комплимент своему коллеге.

Татьяна ЗАМАХИНА.
* * *

Напомним, что еще год назад Чавес в телеобращении к нации заявил о поддержке шага России по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии, однако тогда речь не шла об аналогичных действиях Венесуэлы. Как же теперь будет оформлено законодательно заявление Чавеса?

Президент Венесуэлы обладает правом законодательной инициативы и может предлагать изменения в существующее законодательство, однако его предложения могут быть отвергнуты простым парламентским большинством. Сейчас подавляющее большинство из 167 мест в Национальной ассамблее принадлежит сторонникам Чавеса. Так что вряд ли есть большие причины сомневаться в том, что решение Чавеса будет одобрено парламентариями…

Венесуэла — это, конечно, хорошо, но мало. Близкий друг Уго, как он сам себя называет, Александр Лукашенко до сих пор Абхазию с Южной Осетией не признал, хотя обещал это сделать еще в апреле. Во время последней встречи Лукашенко—Медведева вопрос признания, по словам сторон, не поднимался. Но еще в разгар “молочной войны” Лукашенко поминал признание республик в следующем контексте: “Нечего на нас давить. Мы обещали, мы свои обязательства выполним”. Но вот когда — большой вопрос.

Марина ПЕРЕВОЗКИНА, Андрей ЯШЛАВСКИЙ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру