Избирательность выбора

Красноармейск пытается найти себе честного главу

Закон есть закон. Нарушение его норм и положений и в благополучные годы было недопустимо. А уж в нынешние времена вольное обращение с буквой закона чревато самыми серьезными последствиями. И не только для нарушителя, но и для всего общества. Однако, похоже, этого никак не хотят понимать члены избирательной комиссии подмосковного Красноармейска, которую возглавляет Владимир Родзевич. И это вовсе не благие рассуждения, пригодные, скажем, для написания какой-нибудь отвлеченной работы по юриспруденции…

Начнем с того, что Красноармейск давно уже является дотационным городом. Это раньше, в советские годы, когда четыре оборонных предприятия выдавали здесь продукцию по госзаказу, не жизнь была, а малина. Высокая зарплата, отменное снабжение… А кроме того, не надо было ломать голову над проблемами муниципального управления — на бюджетные средства усердно строили жилье, школы, дороги.

Сегодня оборонные предприятия Красноармейска, грубо говоря, сдохли. И если бы не помощь и поддержка областного руководства — городу пришлось бы туго.

Причем сразу стоит заметить, что эта поддержка не носит характера мелочной опеки. Вовсе нет. Но благодаря стараниям губернатора Бориса Громова здесь построен современный Дворец спорта, проведен капитальный ремонт Дворца культуры, выделяются средства на поддержание в порядке жилого фонда и городских улиц. Что же касается хозяйственной и политической жизни города, то здесь общественности и администрации был выдан своеобразный карт-бланш.

Но с властью в Красноармейске стали твориться “непонятки” — видимо, сам город стал привлекателен для представителей бизнеса. По крайней мере всенародно избранный глава города Михаил Булгаков (на тот момент самый молодой мэр в стране!) почувствовал на себе это влияние в полном размере. Не будем расставлять акценты (пусть это останется прерогативой прокуратуры), но кончилось тем, что он в сентябре минувшего года был вынужден написать заявление об освобождении от исполнения обязанностей главы города.

Просьбу удовлетворили. Однако нового главу решили выбирать не тут же, а нынешней весной. Во-первых, законом это не возбраняется, а во-вторых, в это же время должны пройти выборы в городской совет депутатов. 

Согласитесь, в такой непростой ситуации именно избирательная комиссия Красноармейска должна была стать главным закоперщиком в строгом и точном соблюдении всех положений соответствующего закона. Однако, судя по многочисленным заявлениям в избирком области, местное РУВД и районную прокуратуру, красноармейская избирательная комиссия сама плодит грубейшие нарушения законодательства, как вирус в компьютерной сети.

— С самого начала представители от кандидатов столкнулись с удивительными фактами, — рассказывает представитель одного из кандидатов на должность мэра города Шухрат Шарипов. — Комиссия в своей работе руководствуется не положениями закона, а своими личными симпатиями и эмоциями. А здесь это недопустимо.
Что же так возмутило Шарипова? Дело в том, что практически все подписные листы кандидатов в мэры и депутаты выполнены с грубейшими нарушениями. Самые распространенные таковы: неправильно указаны адреса избирателей, фамилии, имена и отчества написаны в сокращении, а то и вовсе не полностью, не указаны точные данные сборщиков подписей.

— Доходит до смешного, — говорит Шарипов, — скажем, в подписных листах кандидата в депутаты Валентины Кряжевой не указаны точные адреса избирателей, которые якобы расписались в ее поддержку. Например, улица есть, а город не прописан. Это очень грубое нарушение. Кандидата надо снимать с выборной дистанции. Тем не менее члены избиркома Гурьев и Кочешков заверили эти листы, а комиссия Кряжеву зарегистрировала. Когда же представители от кандидатов указали на эту несуразицу, им заявили буквально следующее: да знаем мы прекрасно и саму Кряжеву, и улицу эту знаем. 

А как “колдовали” красноармейцы с собственно подписями? Вот человек вместо отчества пишет сокращенно: “Мих.” или “Влад.”. Такие подписи, ясно как день, недействительны. Но тамошний избирком тут же заявляет: да все ясно! Это “Михайлович” и “Владимирович”. И баста! И ни тени сомнений — ни в правильности написания, ни в своей профпригодности. 

 Смех и грех, но на все вопросы и недоумения у комиссии ответ один: знаем мы всех наших избирателей и без подписей…

Но, согласитесь, это просто детский лепет какой-то. То, что члены комиссии хорошо знают электорат, — прекрасно, но и знание и соблюдение требований закона для них обязательно. И прав здесь на сто процентов Шарипов. Более того, совсем недавно для всех, кто так или иначе занят в самых различных выборных кампаниях, прекрасным уроком послужил отказ в регистрации кандидата в Президенты России Касьянова. Там были те же самые огрехи в сборе подписей. Но, видимо, избирательная комиссия Красноармейска работает по своим правилам.

Мы уже не говорим о таких нарушениях, как неполное предоставление сведений о доходах. Например, по закону требуется справка о доходах за год, предшествующий году, в котором назначены выборы. То есть в нашем случае — за 2006 год. А кандидат Александр Бадер не прислал в избирком ничего. Однако избирком Красноармейска это нисколько не смутило.

Другой кандидат — Виталий Пашенцев — вместо максимально допустимых законом 100 тысяч рублей внес в свой собственный избирательный фонд 150 тысяч. Опять же по закону эти деньги следовало вернуть, отказав кандидату в регистрации, и предоставить ему право заново начинать свое выдвижение в кандидаты, как это и предусмотрено законом, если позволяют сроки. Но для избиркома города закон, видимо, не писан, и комиссия Родзевича просто-напросто закрывает на это нарушение глаза, принимая от него еще и подписные листы.

Результаты работы специально приглашенного комиссией же эксперта-графолога она вообще решила учитывать через раз, по внутреннему убеждению оставляя действительной одну из двух признанных им недействительными подписей.

А возьмите ситуацию с кандидатом Александром Заяц. Так, 21 января избирательная комиссия с грубейшими нарушениями его регистрирует кандидатом в депутаты, а уже через три дня аннулирует свое же решение. Любой юрист скажет, что это неслыханно! Потому что, если читать закон, принятое избирательной комиссией решение в случае с этим кандидатом аннулировано быть не может и подлежит отмене только через суд. Это как решение футбольного арбитра — прав или не прав, а штрафной пробивают. Здесь же, ничуть не краснея, отыграли назад и все очень просто объяснили: да вот, дескать, ошибочка вышла… Как говаривал Швейк: “Хороша ошибочка! Придется заново освящать костел!”

Самое удивительное, что никакие увещевания не пробивают броню детской непосредственности членов избирательной комиссии Красноармейска.

— Я неоднократно просила предоставить мне заверенные копии документов комиссии и кандидатов, — делится член комиссии от одного из кандидатов Светлана Позднякова. — Мне по закону их просто обязаны выдавать. Здесь же требуют письменного заявления на этот счет, или заявляют, что этими документами уже не располагают.

Самое интересное, что, когда Позднякова все же выполняет незаконное требование избиркома и пишет заявление, документов ей все равно не выдают. Так случилось с ее запросами по протоколам заседаний комиссии от 21, 24, 27, 28 января и другими. И опять отговорки самые дикие. Секретарь избиркома Татьяна Скорикова, например, может сказать: “Вы хотите завтра ознакомиться с документами? Не получится, потому что завтра я не приду и кабинет, где они хранятся, будет закрыт”. И хоть кол на голове теши! А когда от председателя комиссии Родзевича стали уже, что называется, всерьез требовать копии ряда документов, тот вообще заявил: у нас нет времени распечатывать все эти протоколы и прочие бумажки… Хотя он как юрист прекрасно знает, что все по тому же закону это не является основанием для такого вот отказа.

И последнее. К сожалению, благодаря усилиям нынешней избирательной комиссии выборная кампания начата в довольно извращенной форме. А, как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет. И если после выборов жители Красноармейска вдруг придут к выводу, что в креслах главы города и депутатского корпуса оказались совсем не те люди, которых они ждали, — винить надо будет собственную инертность, а также либо косность, либо злой умысел и непросвещенность избирательной комиссии. Вот и все.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру